Не рокот космодрома

«Пандорум» — на российских экранах

Германско-американский фильм Кристиана Алверта «Пандорум» рассказывает об опасности космических полетов.

Совсем недавно в прокате шла картина Кристиана Алверта «Дело номер 39», в которой дама-соцработник хотела улучшить жизнь своей маленькой подопечной, но та показала, как хорошо умеет сводить с ума в прямом смысле слова. «Пандорум» подтверждает неизбывный интерес Алверта к тому, как люди расстаются с разумом.

В данном случае замысел режиссера намного масштабнее. Когда прирост населения Земли вошел в неразрешимое противоречие с её ресурсами, большое количество людей было погружено в космический корабль «Элизиум» и отправлено на поиски другой пригодной для жизни планеты. Двое из управлявшей «Элизиумом» команды — капрал (Бен Фостер) и лейтенант (Дэннис Куэйд), очнувшись после сна-заморозки, обнаруживают, что ничего не помнят, а пространство летательного аппарата населено мутантами-каннибалами. В процессе космонавты вспомнят, для чего нужны рычажки и лампочки на приборной доске, и поймут, как проявляет себя пандорум — профессиональное заболевание тех, кто длительное время находится в космосе.

Кристиан Алверт соблюдает все традиции боевика с элементами хоррора: стены корабля клаустрофобически давят, каннибалы страшно скачут и скалят зубы. Но фильм, как и предыдущие творения Алверта, показывает, что границы жанров режиссер переходит свободно. Светлые кадры, где космолетчики вспоминают о детстве и семье, разительно отличаются от сумрачных драк в отсеках корабля. Не только яркостью, но и чистотой, и глубинным смыслом — будто взяты они из какого-то другого фильма. Вместе с тем в «Пандоруме» эти воспоминания смотрятся органично, являя контраст между миром, которого ещё нет, и миром, которого уже не будет никогда.

Один из известных исследователей шизофрении Жан Гаррабе писал о том, что болезни, в том числе и связанные с психикой, обычно существуют не более века, а затем на смену им приходят другие: безрадостный, но интересный способ отсчета времен. В 2174 году за возможность освоения новых планет приходится платить пандорумом. О том, что творится на покинутой героями Земле, лишенной всего, что составляло её сущность, и вовсе подумать страшно. Алверт показывает спасение, но спасение это локально и хорошо знакомо по фильмам разных лет (их ещё Лесли Нильсен неплохо пародировал), где надо было пробраться к реактору и нажать кнопку. А в целом «Пандорум» прекрасно вписывается в общую тенденцию мейнстрима: прогресс дошел до невиданных чудес, и поэтому хорошо не будет.