Катрин Денев: Стараюсь уходить красиво

Возраст над мадемуазель Катрин (именно так она просит обращаться к себе) не властен

Катрин Фабьен Дорлеак, известной во всем мире как Катрин Денев, 22 октября исполняется 80 лет. О таких серьезных датах применительно к женщинам, особенно актрисам, упоминать не очень-то принято. Но возраст не властен над мадемуазель Катрин (именно так она просит обращаться к себе). Денев и сегодня остается действующей кинозвездой мирового масштаба, а также олицетворением красоты, женственности, неотразимого французского шарма.

Начало ее пути, впрочем, ничего подобного в судьбе не сулило. Родилась Катрин в годы Второй мировой войны в оккупированном Париже. Ее родителями были актеры-труженики, которые помимо работы в театре и на дубляже в кино воспитывали четырех дочерей. В семье царил культ дисциплины и порядка. Сестры учились музыке, танцам, вокалу. Катрин слыла самой робкой, молчаливой и болезненной из сестер. О своей внешности была невысокого мнения, о карьере актрисы не помышляла. Панически боялась сцены (с тех пор так и не ступила на нее), много рисовала, мечтала стать модельером.

В кино ее привела старшая сестра Франсуаза, которая отличалась не только яркой внешностью, рано проявившимся талантом, но и темпераментным, живым характером. В забытом сегодня фильме «Котята» юные сестры снимались вместе, тогда Катрин и решила взять фамилию своей мамы и любимой бабушки — Денев, чтобы ее не путали с успешной старшей сестрой.

Свою первую главную роль Денев сыграла в 20 лет в картине «Порок и добродетель» — вольной экранизации романа «Жюстин» маркиза де Сада, которую снял Роже Вадим, он же Вадим Племянников. Режиссер с русскими корнями прославился тем, что снимал в своих фильмах красивых молодых актрис (Брижит Бардо, Джейн Фонда), смело обнажал их на экране, возводя в статус секс-символов. Так случилось и с Катрин. Режиссер перекрасил ее из шатенки в блондинку (как оказалось, навсегда), а затем в присущей ему манере раздел в первой же сцене. Знаменитый женолюб, он привил Катрин любовь к утонченным нарядам, косметике, парфюму, элегантным сумочкам. «Женская красота сама по себе ноль — она ничего не значит, если не демонстрировать ее как знамя», — повторял Роже Вадим.

Впрочем, настоящий успех пришел к Денев после следующего фильма — красивого и грустного мюзикла «Шербурские зонтики» с чарующей музыкой Мишеля Леграна.

В эту ленту Катрин сосватала все та же сестра Франсуаза. Режиссер Жак Деми не сразу разглядел в холодноватой, замкнутой Катрин внутренний свет, даже думал отказаться от ее услуг. Но жена Жака Деми, режиссер Аньес Варда, убедила супруга, что Денев, которая, кстати, как и ее героиня, оказалась беременной, — идеальное попадание в образ. В итоге фильм триумфально победил на Каннском кинофестивале, а Денев после премьеры проснулась звездой мирового масштаба.

Через три года режиссер пригласит Катрин и ее сестру в новый мюзикл «Девушки из Рошфора». На экране, как и в жизни, они были сестрами, мечтающими об искусстве и любви. Фильм, в чем-то повторяющий стилистику «Шербурских зонтиков» (только первый был спет, а второй станцован), снова имел шумный успех. Одной из удач ленты стал дуэт внешне похожих, но разных по характерам сестер. Их игра восхитила зрителей. Их уже называли «двумя жемчужинами в короне французского кино», но вскоре после премьеры 25-летняя Франсуаза погибла в автокатастрофе по дороге в аэропорт, заживо сгорев в перевернувшейся машине.

«Настоящей актрисой была она, — говорила о своей сестре Катрин Денев. — Она училась театральному искусству, а я нет. Я пошла по ее стопам только потому, что она настояла, чтобы мы снялись вместе. Иначе не думаю, что я удержалась бы на этом пути. Нет, без нее — нет».

Путь Катрин Денев после ошеломительного начала не был устлан розами. Случались и неудачи, и простои. Но она не стала эксплуатировать успех своих лирических героинь, а научилась выбирать глубокие, разноплановые роли. В ее фильмографии — психологические драмы, исторические блокбастеры, фантастика, комедии, детективы. А еще она умела рисковать. Вопреки своей сдержанной натуре, легко соглашалась играть героинь мятежных, снедаемых страстями — порой темными, порочными.

Таковой, например, была ее психически нездоровая, испытывающая отвращение к мужчинам маникюрша Кэрол из британского фильма Романа Полански «Отвращение». Или внешне холодная, чопорная Северин, которая то ли в снах, то ли наяву воплощала свои эротические фантазии в доме свиданий («Дневная красавица» Луиса Бунюэля). Или женщина-вампир Мириам из американской ленты «Голод» Тони Скотта.

Всего на счету Катрин Денев около сотни фильмов. Сегодня иные актрисы нарабатывают столько к 40 годам. Но не все они снимаются у корифеев — у того же Луиса Бунюэля («Тристана»), Франсуа Трюффо («Сирена с «Миссисипи» и «Последнее метро»), Леоса Каракса («Пола X»), Ларса фон Триера («Танцующая в темноте»), Франсуа Озона («8 женщин» и «Отчаянная домохозяйка»), Режиса Варнье («Индокитай» и «Восток — Запад»), Хирокадзу Корээды («Правда»). Не у всех актрис среди партнеров были такие звезды, как Мастроянни, Бельмондо, Делон, Трентиньян, Депардье, Ив Монтан, Омар Шариф, Витторио Гассман, Макс фон Сюдов, Серж Генсбур, Мишель Пикколи, Дэвид Боуи, Итан Хоук, наш Олег Меньшиков...

Личная жизнь Катрин Денев насыщена не менее яркими красками, чем актерская судьба. Красивая, знаменитая и независимая (как говорит, «я сама себе Пигмалион»), она была замужем лишь один раз. После бурного романа с Роже Вадимом, который увенчался рождением сына Кристиана, но так и не закончился свадьбой, ее новым избранником стал британский фешен-фотограф Дэвид Бэйли, послуживший прототипом главного героя для фильма Антониони «Фотоувеличение». Но из семи лет, проведенных в браке, они прожили вместе меньше года. Дэвид занимался своими делами, Катрин разрывалась между Англией, где они поселились, и Францией, где актриса снималась. В итоге Денев развелась с Бэйли и решила больше никогда не выходить замуж. А плюсом своего брака посчитала только то, что она хорошо выучила английский.

Позже у нее были яркие романы с Марчелло Мастроянни (от него родила дочь Кьяру), Франсуа Трюффо, многолетние то ли дружеские, то ли более тесные отношения с Жераром Депардье, но неизбежно наступал момент, когда Катрин оставляла их. «Мужчина умеет любить, но обычно недолго, — считает она. — В любви нужно быть очень осторожной, но это не значит, что я холодна и не испытываю сильных чувств и эмоций. На самом деле я человек страстей. Но с годами я научилась чувствовать приближение финала и в таких случаях старюсь уходить красиво...»

А вот уходить из профессии актриса, несмотря на свой возраст, не собирается. Она в прекрасной творческой форме. Шесть из семи последних фильмов с ее участием побывали на главных фестивалях — в Берлине, Каннах, Венеции. У Денев завидные гены. Ее мать прожила без двух месяцев 110 лет. В 107 лет она обыгрывала Катрин в бридж, и у нее были ухажеры. Дожить до такого возраста Денев не рассчитывает. В 2019 году на съемках фильма Эмманюэль Берко «После меня» она пережила легкий ишемический инсульт. Быстро восстановилась, но от некоторых вредных привычек пришлось отказаться. Однако съемки в кино к ним не относятся, решила актриса, и завершила работу над фильмом, премьера которого состоялась в июле 2021 года на Каннском кинофестивале.

Зал встретил элегантную, в черном бархатном платье Катрин Денев стоя.

Вместо послесловия

Вот и я помню свою первую встречу с Катрин Денев. Дело было летом 1966 года в маленьком волжском городе Зубцове, куда родители послали набираться здоровья меня, недоросля с нянькой — по сути, второй мамой Марусей. В местный кинотеатр тогда привезли «Шербурские зонтики». Мы взяли билеты, но добираться из частного заволжского сектора в культурную часть города надо было на пароме. Ждать пришлось долго. Потом ехали вместе с грузовичком и лошадью, впряженной в телегу. За трос, перекинутый через реку, тянули сами пассажиры, я в том числе, еще и руки и умудрился испачкать в навозе, помогая установить телегу прочнее. А от реки еще надо было бежать в гору. В итоге, конечно, опоздали минут на десять. Я, запыхавшийся, не сразу врубился, чего они на экране все время поют, все ждал, когда случится драка или, на худой конец, погоня.

Маруся, похоже, разобралась быстрее меня. Деревенская женщина с двумя классами сельской школы, она была очень музыкальна, дома часто напевала какие-нибудь мелодии — и всегда идеально чисто. Просидела она весь фильм, не проронив ни слова. Только в конце сказала: господи, как же красиво! Глаза у нее были мокрые. Катрин, Деми, Легран легко преодолели культурный барьер. Да и не было там никакого барьера для тульской крестьянки с чуткой душой.

Сергей Бирюков