Иван IV: тиран, страдалец, законодатель, композитор…

На телеканале Россия» выходит долгожданная драма «Грозный»

23 ноября на телеканале «Россия» – премьера масштабной исторической драмы «Грозный». На экране – подлинная история, аутентичный колорит эпохи и даже музыка Ивана Грозного (царь был признанным автором ряда духовных песнопения). Сотни актеров массовых сцен, около тысячи костюмов, 400 пластических образов – все это перенесет зрителя в XVI век, период исторических потрясений и неистовых человеческих страстей. В картине занято яркое актерское созвездие, а роль Ивана Грозного исполняют сразу два знаменитых артиста – Сергей Маковецкий и Александр Яценко.

Иван Грозный – самый обсуждаемый и осуждаемый государь в русской истории. При этом Грозный – также и самый неразгаданный из русских царей. Масштабы его политических достижений всегда заслоняли живого человека, а вошедшая в фольклор беспримерная жестокость словно исключала возможность более сложного взгляда на характер. Сериал «Грозный» – попытка разобраться в истоках поступков Ивана IV и заглянуть в темный лабиринт его души.

Вот краткое содержание. 1571 год. Москва разорена после жестокого набега крымского хана Девлет-Гирея. Государь Иван IV, решив, что его царству пришел конец, начинает писать летопись своей жизни. Он вспоминает свое раннее сиротство, унижавших его опекунов, друзей, которые стали врагами, и врагов, к которым он был беспощаден. Не может государь уйти и от воспоминаний о любви, осветившей первые годы его царствования – жене Анастасии, брак с которой был самым счастливым периодом его жизни… Вокруг молодого Ивана – верные люди и мудрые советники. Он покорил Казань, создал войско, установил закон, у него родился наследник. Но скоро светлому царствованию приходит конец: наследник гибнет, за ним – любимая жена, а бывшие советники один за другим превращаются в предателей. Иван IV постепенно перерождается в того самого Ивана Грозного – жестокого тирана. И теперь слухи о его беспощадности и буйном нраве становятся правдой, и эти перемены в характере царя меняют историю. На Русь надвигаются враги – сумеет ли страна выстоять?

Но те, кто снимал ленту «Грозный», хотели подчеркнуть не только суровость судьбы и нрава монарха. Тот, кто первым ввзял на себя титул Царя Всея Руси, собрал земли крупнейшего в то время евразийского государства и стал в нем великим реформатором. Жестокий тиран, Иван IV по праву считается и одним из самых образованных и литературно одаренных людей эпохи: современники называли его «мужем чюдного разсуждения», а историки сравнивали с Нероном – «артистом на троне». 

Хронологически картина охватывает первые 26 лет царствования Ивана IV: с 1547-го по 1573-й. Через отношения Грозного с окружавшими его людьми показаны исторические события: Московское восстание (1547), утверждение Судебника (1550), основание Печатного двора (1553), установление торговых и дипломатических отношений с Англией (1553), строительство Покровского собора (1555 – 1561), поход на Москву крымского хана Девлет-Гирея (1571), опричнина (1565 – 1572), битва при Молодях (1572).

«Это тяжелая психологическая драма человека, который в детстве очень много претерпел: смерть матери, унижение, жестокость. Мы рассказываем про его внутренний мир, комплексы, отношения с близкими людьми, его заблуждения, про то, как он видел этот мир и как его со временем переосознал», подчеркивает режиссер Алексей Андрианов.

В картине воссозданы образы исторических лиц: это опричные воеводы Малюта Скуратов (Виктор Сухоруков), Афанасий Вяземский (Игорь Миркурбанов), Алексей Басманов (Виталий Хаев) и его сын Федор (Виктор Добронравов); князь Андрей Курбский (Константин Крюков), думный дьяк Андрей Щелкалов (Владимир Стеклов), бабушка Ивана Грозного Анна Глинская (Людмила Полякова), князь и двоюродный брат царя Владимир Cтарицкий (Артем Ткаченко), его мать Ефросинья Старицкая (Людмила Чиркова) и жена, княгиня Ефросинья Старицкая (Мария Палей); митрополит Макарий (Леонид Кулагин), великий князь Иван III (Евгений Цыганов), советник царя Алексей Адашев (Антон Феоктистов), протопоп Сильвестр (Владимир Симонов). А такие персонажи, как боярин Челяднин (Никита Панфилов), Лука Бондарев (Артур Иванов) и его жена Дарья в исполнении Марии Шумаковой – вымышленные персонажи. Это собирательные образы людей того времени.

«Из всего, что я прочел, передо мной возник образ, в первую очередь, страдающего человека – рассказывает автор сценария Тимур Эзугбая. – Сироты, который с самых юных лет был ожесточен унижениями. Человека греховного, который мечтал стать праведником, но не смог. Человека, которого всю жизнь окружали предательство и заговоры, и чья жестокость была единственно возможным ответом. Нет желания как-то «обелить» Грозного. Говорить, что он не совершал чудовищных злодеяний – неверно. Но нельзя забывать, в какое время он жил, и не видеть, что в Европе в ту же эпоху казни и расправы были обыденностью».

Притом ключевая сюжетная линия картины, подчеркивает сценарист, связана с любовью молодого Ивана Грозного (Александр Яценко) и его первой жены Анастасии (Татьяна Лялина). По свидетельству историков, семейное счастье благотворно отразилось на его правлении в первые 13 лет царствования. Смерть Анастасии меняет все. В картине появляется и вторая супруга государя – Мария Темрюковна (Милена Радулович), дочь кабардинского князя. Других жен царя в картине зритель не увидит, повествование заканчивается хронологически раньше их появления.

«Для меня весь фильм – в первую очередь история потерянной любви и история погружения человека, который всю жизнь отчаянно тянулся к свету, во мрак, – признается Тимур Эзугбая. – Поэтому Анастасия на уровне воспоминания до самого конца не уходит из сценария».

Перемены в характере Ивана Грозного воплощены в контрастной игре двух блестящих актеров. Александр Яценко – Иван IV в молодые годы, Сергей Маковецкий – после смерти Анастасии.

Образ царя, ставшего Грозным, выпало создать Сергею Маковецкому

Перед гримерами стояла непростая задача – показать исторически сложившийся стереотипный образ Ивана Грозного и одновременно сделать физически похожими друг на друга двух совершенно несхожих людей. А перед артистами – «слиться» в единый образ. Сергей Маковецкий проводил в гримерной по 2-3 часа из за сложного пластического грима.

Всего же в «Грозном» больше 140 персонажей, треть из которых представлены в разных возрастах, требующих разной пластики, усов и бород – итого около 400 образов. Это – громадная, очень сложная но и крайне интересная работа для художников картины.

Тимур Эзугбая – не новичок в кинематографии, но чтобы его работа была максимально достоверной, сценариста консультировали профессор исторического факультета МГУ, заведующий кафедрой русской истории Николай Борисов и заведующий кафедрой церковной истории Московской Духовной академии Алексей Светозарский.

Отдельно необходимо сказать о музыке. Над сериалом работали сразу несколько композиторов – Артем Васильев, Дмитрий Емельянов, кроме того титры украсило имя такого всемирно знаменитого автора, как Эдуард Артемьев. А стихиры самого Ивана Грозного – кстати, хорошо известные нашим любителям хоровой музыки, постоянно звучащие в программах фестивалей духовной музыки – в ленте озвучены Государственной академической хоровой капеллой России имени. А. А. Юрлова (дирижер – народный артист России Сергей Скрипка).