На экзамен — из бара

На этой неделе начинаются сессии во всех крупнейших вузах страны. «Труд» собрал несколько историй успешной сдачи экзаменов без зубрежки

Латынь в баре

«Пошла я как-то с подружкой готовиться к зачету по латыни… в бар. Почему именно туда, непонятно. И вот картина маслом: пустой бар, 5 утра, две сумасшедшие поют „Гаудеамус“ (студенческая песня на латыни. — „Труд“). Зато коктейли нам смешивали бесплатно, а потом и бармен со сторожем к нам присоединились», — вспоминает Елизавета, будущий педагог.

Утром, не ложившись спать, девушка пришла в университет с выученным гимном и пословицами и все сдала. Говорит, что у них с первого курса была примета: в ночь перед экзаменом надо хорошенько повеселиться, иначе не сдашь.

Зачетки под дверь

Бывает и такое, что истории рождаются не из-за студентов, а из-за самих преподавателей. Один из профессоров филологического факультета испытывал некоторые жизненные трудности и пытался с ними справиться с помощью алкогольных возлияний. В день экзамена пришел на сдачу на два часа позже и закрылся в кабинете, оставив непонимающих студентов в коридоре.

«Внезапно из-за двери нам сообщают: подсовывайте зачетки под дверь, будем сдавать экзамен. Поставил 20 пятерок, а потом вдруг выходит и говорит: „Все, я больше не могу“. Закрывает аудиторию и уходит домой», — рассказывает студент Игорь.

О том, что стало с не успевшими просунуть свою зачетку, история умалчивает. Но эту сдачу студенты запомнили надолго.

«В эту же сессию этот преподаватель принимал у нас еще один предмет. И вот на экзамене один мой одногруппник столкнулся с ним в дверях, а тот смотрит ему в глаза и говорит: „Ну что, пойдем?“ Тот недолго думая согласился», — вспоминает Игорь.

Студент с преподавателем ушли пить коньяк, а сдача экзамена для него закончилась в баре.

«Потом он долго вспоминал этот случай и говорил, что никогда в жизни так не напивался», — продолжает Игорь.

Незаметный талмуд

Искусству списывания студенты обучаются на первой же сессии. Кто-то старается делать это максимально незаметно, а кто то, напротив, не прячет учебники под парту и нагло открывает их прямо перед собой, надеясь на авось.

«Идет у нас экзамен, что-то было связано с литературой. Объемы материала — колоссальные, выучить все не успеваем и, конечно же, списываем. И один из наших одногруппников принес такой здоровенный талмуд — хрестоматию, что ли. Положил на колени и оттуда начал списывать ответы. И все бы ничего, только вот в какой-то момент из-за одного неловкого движения этот самый талмуд с грохотом падает на пол», — рассказывает бывший студент Владимир.

Естественно, вся аудитория затихла в ожидании реакции преподавателя, но тот, даже не поднимая головы, только и произнес: «Молодой человек, кажется, у вас бумажка упала».

Пошутила на отчисление

Анекдот про оценку за правильный цвет учебника, его автора и название предмета, который пришел сдавать, как-то воплотила в жизнь преподаватель по античной литературе.

«Тогда я был нерадивым студентом. Ну как нерадивым: я переехал в другой город на учебу, нужно было работать, вот я и разрывался между дневной и ночной сменой. Не то чтобы подготовиться не успевал — я на экзамены-то не всегда попадал», — рассказывает Антон, бывший студент истфака.

Антон пришел на вторую пересдачу, не зная в глаза преподавателя, и услышал вопросы из знаменитого анекдота: «Какой предмет пришли сдавать? Какого цвета учебник? Кто его автор?».

«Видимо, она решила проверить, работает ли это на практике. Прошло уже столько лет, а я до сих пор помню: учебник желтый, автор Лосев. Только мне тогда это не помогло: не сдал, и меня отчислили».

Гуманитарная математика

Тяжко приходится тем студентам, которые поступали вроде бы на гуманитарную специальность, а в расписании все равно обнаруживают высшую математику. Причем большинство из них даже не представляет себе, как с этой самой «вышкой» бороться.

«Сначала был зачет. Наш преподаватель, сумасшедший математик, на всех лекциях делал примерно следующее: исписывал доску вдоль и поперек, решая один пример, и примерно около знака „равно“ говорил: „Так, нет, сделаем, по-другому“. И тут же все стирал рукавом», — рассказывает Диана, студентка социологического факультета.

Пришлось заплатить молодым людям с матмеха, которые решали все примеры в коридоре, и за решениями один раз вышли несколько человек.

«Хуже было на экзамене в следующую сессию. У каждого был свой вариант и свои „мальчики-решальщики“. Вылетали из аудитории как пули. И вот когда я зашла обратно с уже готовым решением, обнаружила, что кроме преподавателя в аудитории сидят только пара человек», — со смехом вспоминает Диана.

Девушке пришлось садиться и отвечать на все дополнительные вопросы. Сдала на «отлично», как — до сих пор не может понять. Просто ее помощники в коридоре объяснили ей какой-то единственный показатель, и именно про него преподаватель и возжелал поговорить со студенткой.

Выдуманный авторитет

Студенты заочного отделения факультета политологии и социологии попали в «эксперимент» — новый спецкурс, только введенный в программу, опробовали на одном из курсов с помощью преподавательницы-аспирантки.

«Тогда многим не нравилось, как подается материал курса, и вот инициативная группа придумала автора — научного деятеля в данной области, о которой будет рассказывать на экзамене. Мол, книг у него много и проблемой этой занимается давно», — вспоминает студентка Екатерина.

На экзамене около 10 человек с умным видом рассказывали про выдуманного автора, да так убедительно, что преподаватель поверила в его существование и даже записала названия его книг по темам, естественно, также выдуманным.

«Тогда спецкурс сдали все, только потом некоторые пожалели о своем поступке. Оказывается, преподаватель оказалась сильна в своем основном направлении, а вот новый спецкурс только начала изучать».

Меченый билет

«Я как-то совсем не успела приготовиться к сдаче культурологии. Знала хорошо один-единственный билет про массовую и элитарную культуру. Это было пять лет назад, но я до сих пор помню, что это был билет № 5. Но билет всего один, а нас 50 человек», — вспоминает студентка Елена.

Конечно, девушка надеялась на счастливую случайность, но каково же было ее удивление, когда ее однокурсница вышла с пятеркой и сказала: «Лена, я вытащила именно этот билет и на обратной стороне поставила маленькую точку ручкой, чтоб ты его узнала».

«В итоге волноваться я начала больше, чем до этой вроде бы хорошей новости. А поскольку я староста в группе, тут же объявила в коридоре, чтобы все присматривались к билетам и меченый не брали. И вот когда я зашла в аудиторию и увидела эту метку, я поняла, что „отлично“ мне обеспечено», — смеется Елена.

Приложи зачетку к попе

«Труд» изучил сотни студенческих примет, которые приносят удачу на экзамене, отобрал лучшие и предлагает ими воспользоваться.

В день экзамена

Во время сессии

С зачеткой

В ночь перед экзаменом

На экзамене

В какие приметы, связанные с сессией, вы верите?

Елена Денисова, УрФУ

— Я перед экзаменом обычно под пятку в обувь кладу пятирублевую монетку. Это и примета хорошая, и с научной точки зрения довольно обоснованное действие, хоть никто об этом и не знает. Пятка при ходьбе опирается на металл, который в свою очередь влияет на активные точки на ступне — их же там очень много. Мозговые процессы ускоряются, и на экзаменах думается быстрее. Мне кажется, что эта примета не из воздуха взялась, а физики ее придумали.

Дарья Рогальская, ДГФА (Днепропетровск)

— На этот вопрос достаточно трудно ответить, потому что в приметы вообще не верю, а что касается экзаменов, то и подавно. Думаю, тут работает вот какой принцип: если ты чего-то не выучил, знать ты этого не будешь все равно, хоть с пятачком под пяткой, хоть с учебником под подушкой. За все пять лет никогда перед экзаменом не занималась подобной ерундой — и ничего, все сдавала. Скоро диплом защищать буду, думаю, и на защиту не буду привлекать потусторонние силы для успешной сдачи.

Юлия Казакова, УрГУ

— Примет у студентов великое множество, каждая из которых кому-нибудь в свое время помогла. Вообще самое суеверное время — это первый и второй курсы. Еще ничего и почти никого не знаешь, поэтому боишься и на сессии пытаешься ободрить и настроить себя такими забавными мелочами, как «халява, приди!». Сейчас же, будучи студенткой шестого курса (слава богу!), скажу, что не верю в приметы на сессии. Хотя на следующем экзамене опять задам себе вопрос: «А вдруг сбудется?»

Цифры