С кого наживается родина

 В 2013 году трудовые мигранты всего мира отправили домой 0,5 трлн долларов

На денежных переводах мигрантов, по подсчетам Всемирного банка, нынче держится около 47% ВВП Таджикистана, 29% – Киргизии, 23% – Молдовы. Наша Россия тоже получает долю от зарубежных заработков своих сыновей – в уходящем году эти искатели лучшей доли прислали на родину 6,4 млрд долларов. Это в 3,5 раза меньше, чем за то же время утекло из России на Украину, в Среднюю Азию и т. д.

Хотя в «человеках» потоки были примерно равными: по данным исследовательского центра Pew Research Center, Россия занимает третье место в мире среди поставщиков мигрантов – за рубежом трудятся 10,8 млн выходцев из нашей страны. А численность гастарбайтеров в нашей стране оценивается в 11 млн. Эту цифру подтверждает и глава Федеральной миграционной службы РФ Константин Ромодановский.
Больше всех денег от экспорта рабсилы получает Индия – 71 млрд долларов, на втором месте – Китай (60 млрд долларов). Из стран СНГ выделяется Украина, чьи сыновья и дочери прислали нынче на родину 9,3 млрд долларов.

Кстати, с будущего года украинские гастарбайтеры, видимо, окажутся в России на привилегированном положении. Ибо пару дней назад сам президент РФ Владимир Путин на встрече с президентом Украины Виктором Януковичем заявил: «Только по официальным данным, у нас около 1,5 млн человек работают с Украины, а по другим подсчетам – до 5 млн человек. Это большое количество людей, которым, конечно, нужно создавать благоприятные условия для того, чтобы они могли здесь свободно жить, работать, перемещаться через границу и помогать своим семьям, которые ждут поддержки дома».

Привилегии получат и трудовые мигранты из Таджикистана – после ратификации нашей Госдумой соглашения о порядке пребывания граждан Таджикистана на территории России. По этому документу приезжающие к нам гости из Таджикистана получают льготный, 15-дневный срок для постановки на учет по месту пребывания (сейчас – семь рабочих дней). А разрешение на работу в России таджикские гастарбайтеры будут получать не на один, а сразу на три года – без «промежуточных» выездов за пределы РФ. Между тем численность трудовых мигрантов из Таджикистана, по данным ФМС, уже превышает 1 млн человек.

Такие льготы Таджикистан получил в обмен на уже подписанное новое соглашение о дислокации в этой республике российской военной базы (бывшей 201-й дивизии). Она останется на своем месте до 2042 года, причем, как записано в соглашении, арендная плата «практически не взимается». Но таджикские эксперты теперь прогнозируют заметный рост потока трудовых мигрантов в Россию из Таджикистана, «что будет обусловлено демографическим взрывом и планами властей не строить на таджикской земле в ближайшие годы больших производств».

Одновременно российские власти начинают ужесточение миграционной политики. С нынешнего года уже действуют санкции к тем, кто не покинул вовремя пределы России: для них въезд в нашу страну закрывается на 3 года. А для принудительно выдворенных – на 5 лет. Если это повторное нарушение – до 10.

«Об эффективности этой меры можно судить по одному только количеству звонков от разного рода ходатаев и заступников – как зарубежных, так и российских, – которые просят нас войти в положение лиц, оказавшихся в черном списке, – говорит Константин Ромодановский. – Судя по этому индикатору, мы попали в болевую точку. Чтобы были понятны масштабы «бедствия»: с начала года въезд в Россию закрыт для более чем 390 тысяч иностранных граждан…»

Следующее новшество – ограничение пребывания на российской территории иностранцев из безвизовых стран 90 сутками раз в полгода. Эта мера должна отсечь гастарбайтеров-нелегалов, работающих без оформления разрешений. Еще более важное предложение внес бизнес-омбудсмен Борис Титов: сделать так, чтобы работодатель платил за работника-мигранта все те налоги и страховые взносы, которые он платил бы за российского гражданина. В этом случае низкоквалифицированный, малообразованный гастарбайтер изначально перестает быть сверхдешевой рабочей силой. Спрос на таких работников должен упасть.

Снизится и «мигрантская» преступность. Она не так велика, как заметна. «В целом по России на долю иностранцев приходится 3–4% преступлений, – утверждает замминистра внутренних дел РФ Игорь Зубов. – Но в мегаполисах эта доля вырастает до 20%».

«Самые напряженные точки – Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, – говорит Константин Ромодановский. – То есть регионы с наиболее быстрым экономическим развитием, с наибольшим промышленным потенциалом, с наибольшей концентрацией финансовых ресурсов. Наведем порядок здесь – все остальное покажется семечками…»

P.S. Каждый легальный трудовой мигрант, заботясь о своей семье, приносит реальную пользу той стране, которая предоставила ему работу и заработок. В частности, Россия, где доля заработной платы в ВВП приближается к 40%, должна была бы получить от труда 11 млн гастарбайтеров произведенной продукции не менее чем на 150–200 млрд долларов. Но получает в разы меньше.