Бездонный Свиридов

Впервые прозвучали «Барка жизни» и другие прежде не известные публике шедевры великого композитора

Как вы думаете, сколько еще не исполненных произведений лежит в архиве замечательного русского композитора Георгия Свиридова? Наследники утверждают, что десятки, если не сотни. И похоже — действительно так. На днях в концертном зале Мариинского театра звезда этой и многих других сцен мира Екатерина Семенчук и знаменитый петербургский (а также берлинский, где давно живет и работает) концертмейстер Семен Скигин представили четыре прежде не звучавшие песни Георгия Васильевича на стихи Блока.

Блок — главный поэт Свиридова. На его стихи Георгием Васильевичем написаны более восьмидесяти произведений, в том числе такие известные, как кантата «Ночные облака», хоровой цикл «Песни безвременья»...

Как же случилось, что мистически-страстная «Русалка», сумрачно-гимническая, оттененная воздушными звонами «Барка жизни встала», истовый монолог «Ныне, полный блаженства» с огромным «колокольным» соло фортепиано лишь сейчас дошли до публики? Да и представленная редакция «Тёмно в комнатах и душно» с неожиданным для Свиридова всплеском экспрессионистических гармоний обрела сценическую жизнь впервые.

Дело в том, что оставшийся от композитора громадный архив в значительной части и состоит из таких вот неопубликованных, неисполненных произведений. Хранители наследия племянники Свиридова Александр и Василий Белоненко кропотливо разбирают его уже четверть века.

— Георгий Васильевич, как правило, подолгу работал над своими вещами, — рассказывает Александр Сергеевич. — Мелодия приходила мгновенно, но потом долго рождалось сопровождение, многократно переделывались детали... А зачастую он писал вещь, еще не зная, какое место и в каком цикле она займет. Иногда в таких сомнениях проходили не годы — десятилетия.

Толчком к окончательному формированию композиции мог послужить интерес со стороны исполнителей. Так в свое время (середина 1990-х годов) возникла знаменитая вокальная поэма «Петербург», составленная Георгием Васильевичем по просьбе певца Дмитрия Хворостовского и пианиста Михаила Аркадьева — с ней они впоследствии триумфально объехали полмира.

Сейчас, когда Семенчук и Скигин задумали программу «Приношение Петербургу» из произведений Глинки и Свиридова, они обратились «за тем, что еще не спето», к Александру Белоненко. Александр Сергеевич разыскал несколько вещей, в основном написанных в 1974 году. Георгий Васильевич думал собрать их в кантату «Барка жизни» для меццо-сопрано и оркестра. Одна часть даже оркестрована — но до инструментовки остальных руки у композитора не дошли...

Однако с чем соединить эти четыре песни, чтобы получилось цельное отделение? Перепробовав разные версии, Белоненко остановился на той самой девятичастной поэме «Петербург». И, по сути продолжив «комбинаторику» композитора, заменил четыре из тех «хворостовских» вещей на четыре новые, впечатление о которых я описал выше. Бездонно богатый оттенками даже в пианиссимо, не говоря уж о ярких красках «форте», голос Екатерины настолько органично лег на них, что на бис дуэту пришлось исполнить еще несколько произведений — уже из абсолютной свиридовской классики: пушкинские романсы «Зимняя дорога» и «Роняет лес багряный свой убор», «Изгнанник» (из Исаакяна, перевод Блока), есенинскую «Березку».

Справедливость требует сказать и о первом отделении концерта. Да, цикл «Прощание с Петербургом» Глинки на стихи Нестора Кукольника, в отличие от новооткрытых романсов Свиридова, известен около 180 лет, а бОльшая часть вещей оттуда стала хитами — «Жаворонок», «Уснули голубые», «Попутная песня»... Но ведь целиком, все 12 частей, тоже почти не исполняют — во всяком случае на моей памяти и слуху это впервые. Так что и здесь, можно сказать, нас ожидало открытие произведения изумительной целостности, находящегося на уровне совершеннейших шедевров того времени — песен Шуберта, Шумана, Брамса.

Наконец, оценим саму идею соединить имена композиторов-классиков, по разные стороны моста протяженностью в 150 лет делавших единое дело — строивших здание русской музыки. И творивших один из главных мифов русской культуры — образ Петербурга.

Но что с дальнейшей судьбой уникальной программы? Хотел было воодушевить москвичей: Екатерина и Семен Борисович пообещали мне 26 июня выступить со своими открытиями в столичном «Зарядье». Но последняя информация: там в этот день — совсем иная афиша. Может быть, площадки других городов окажутся более благосклонны к своим почитателям Свиридова? А за исполнителями-энтузиастами дело не станет — любимейшего из современных композиторов-классиков, как и в прежние десятилетия, с неизменным увлечением поют и опытные мастера, и артистическая молодежь.