Не взлетим, так поплаваем

Судя по всему, схема «просить - получать - делить – просить» понравилась и Минтрансу, и Росавиации

Есть старый анекдот: в одном из городов дореволюционной России горит бордель. Шум, гам, в дыму носятся полуголые прелестницы вперемешку с ошалелыми клиентами. Звучат истошные крики: «Воды! Воды!» И тут среди этого бедлама из-за закрытой двери раздается густой купеческий бас: «А в 8-й номер — шампанского!». Вспомнился по случаю свежей новости о том, что некий житель Петербурга по дороге домой из Таиланда бегал полуголым по самолету, матерился и требовал фрукты.

Любителя фруктов задержали транспортные полицейские. Как сообщают коллеги, ему грозит привлечение к административной ответственности по двум статьям: «Появление в общественных местах в состоянии опьянения» и «Невыполнение распоряжений командира воздушного судна». Вероятный штраф — 7 тысяч рублей. Если знать, что нарушитель спокойствия летел в бизнес-классе, станет понятно: такие деньги ему — как слону дробина. Ну хоть другие пассажиры, возможно, бесплатно повеселились на этом шоу.

Впрочем, есть большая вероятность того, что уже в ближайшее время клиентам всех российских авиакомпаний станет не до смеха. Как сообщил на днях замминистра транспорта России Игорь Чалик, в его ведомстве прогнозируют серьезный рост стоимости авиабилетов. Все дело в отсутствии решения федерального правительства по субсидированию перевозок в летнем сезоне этого года.

На межведомственном совещании по подготовке туристического сезона господин Чалик заявил: «Дело в том, что у нас в этом году пока не одобрено выделение субсидий по аналогии с 2022 годом. Как вы помните, это было 100 миллиардов. В связи с этим мы ожидаем рост стоимости перевозок примерно от 15% до 30%».

Проблема с «воздушными» деньгами возникла после 24 февраля 2022 года, когда в ответ на недружественные действия Евросоюза, Великобритании, Канады и США наши власти закрыли небо России для авиакомпаний этих стран. Кроме того, из соображений безопасности была приостановлена работа ряда южных аэропортов. Тогда, в апреле 2022-го, найти деньги на поддержку отрасли поручил лично президент Владимир Путин. Разумеется, средства — 100 млрд рублей на лето плюс позже еще 25 млрд на зимний сезон — нашлись в Резервном фонде правительства.

Судя по всему, такая схема понравилась и Минтрансу, и Росавиации (именно это агентство распределяло субсидии по компаниям). Просить — получать — делить — просить... Работа непыльная.

Но давайте подумаем вот о чем. Да, уже больше года закрыты аэропорты южной зоны России, зато работает и получает сверхприбыль только аэропорт Адлера. Да, авиакомпании вынужденно сокращают количество рейсов по стране, зато пассажиры понесли свои деньги в РЖД. А Минтранс — вроде как орган государственного управления, который должен не качать деньги из казны, а, напротив, отстаивать казенные интересы. И именно это ведомство могло бы заняться организацией перераспределения средств. «Ау, Сочи, у вас образовалась внеплановая сверхприбыль, поделитесь-ка ею с коллегами, поддержите родную отрасль. Ко все остальным это тоже относится!»

Безусловно, играть на болезненной теме роста цен и получать государственные субсидии гораздо проще. Деньги-то отрасли дадут, это без сомнений. И цены все равно поднимутся. А когда у нас было по-другому?