Космическая одиссея Клима и Юлии

На экраны страны оглушительным тиражом выходит фильм «Вызов»

Премьера этого уникального кинопроекта, частично снятого в космосе, состоялась 12 апреля сразу на двух престижных площадках: в Кремлевском дворце, где фильм посмотрела политическая элита страны, и в столичном кинотеатре «Октябрь», куда пришла Москва артистическая. Причем, в «Октябре» картину показывали сразу во всех 11 залах, забитых под завязку. Такого столпотворения здесь давно не наблюдалось.

Многих, в том числе и меня, интересовал вопрос: стоило ли съемочной группе с риском для жизни лететь в космос ради «какого-то фильма»? Особенно если помнить, что все шедевры мирового кино на эту тему («Космическая одиссея» Кубрика, «Солярис» Тарковского, «Гравитация» Куарона, «Интерстеллар» Нолана, франшиза «Звездные войны» etc.) были сняты на Земле. Да и режиссер «Вызова» Клим Шипенко несколько лет назад отметился фильмом «Салют 7», снятым в павильоне, что не помешало ленте завоевать кучу фестивальных наград, включая «Золотого орла».

Ответ, который я получил на финальных титрах фильма «Вызов», для меня теперь однозначен: да, стоило. И дело не только в том, что прекрасная актриса Юлия Пересильд за время предполетных тренировок, включая тестирование на центрифуге и в барокамере, приобрела уникальный опыт, который нельзя сымитировать. Не только в том, что Клим Шипенко для съемок в космосе похудел на 15 кг, а ради экономии места в тесных космических отсеках освоил еще и профессии оператора, художника-постановщика, что помогло ему создать подлинно авторский фильм.

Ради полета в космос режиссер Клим Шипенко похудел на 15 килограммов и освоил несколько новых профессий

Главное, что совместный полет режиссера и актрисы позволил им снять в космосе 288 часов уникального материала. И в итоге помог насытить «Вызов» такими неповторимыми деталями и подробностями, которые нельзя придумать на земле. По возвращении из экспедиции Клим признался, что космос подсказал ему немало режиссерских решений. И это чувствуется, и это властно притягивает наш взгляд к экрану. Мы-то знаем: все, что происходит в фильме на космическом корабле, несмотря на всю свою фантастичность, — это настоящее, это правда. Ведь Юля и Клим там были...

Сюжет фильма, между тем, и впрямь отдает фантастикой. Торакальные хирурги в космос пока не летают, операции в состоянии невесомости не делают. А вот героиня Пересильд Женя Беляева волею авторов фильма туда полетела. Не могла не полететь. Потому что одному из космонавтов во время выхода в открытый космос повредило легкие. И ситуация на МКС сложилась по-настоящему критическая. Возвращать экипаж на Землю нельзя: больной при перегрузках во время приземления не выживет. Спасти его может только операция.

Продержаться на МКС он сможет от силы две недели. За это время надо подготовить и отрядить в космос умелого (и смелого!) хирурга. Из великолепной семерки кандидатов руководители космической отрасли (убедительные Александр Балуев и Владимир Машков) выбирают героиню Юлии Пересильд. Потому что кроме врачебного опыта, отменного здоровья и боевого характера у нее еще есть душевная отзывчивость, а это в условиях невесомости фактор весомый.

Героиню Пересильд выбрали для полета в космос из семи претендентов

Женя проходит в фильме практически тот же путь, что прошла сама актриса, готовясь к полету. Лучшее, что есть в фильме, — это заворожившие меня съемки в космических локациях: в тренажерных залах и модулях, в ЦУПе с его накаленной атмосферой и на Байконуре с взлетающей ракетой и караванами верблюдов на горизонте. А уж когда героиня оказывается на МКС! С вздыбленными от невесомости золотистыми волосами, летающая по узким отсекам корабля, словно диковинная птица, героиня Пересильд властно перетягивает на себя все зрительское внимание. Даже реальные космонавты меркнут на ее фоне. Оно и понятно: их в кино играть не учили...

Словом, все, что в фильме связано с космическим полетом, снято на небывалом для нашего кинематографа творческом, технологическом, эмоциональном уровне. Это вполне международный масштаб и размах, это режиссерская перчатка с руки Клима Шипенко, дерзко брошенная в лицо Тому Крузу, который, говорят, тоже собирается снимать кино в космосе. Теперь голливудскому первачу предстоит приложить сверхусилия, чтобы достойно ответить на этот кинематографический вызов.

Если бы Клим Шипенко ограничился в фильме только космическим сюжетом, возможно, его фильм стал бы настоящим шедевром. И встал бы в один ряд с высокой классикой жанра. Но режиссер побоялся столь радикального жеста и решил «утеплить» фильм земными, бытовыми, семейными коллизиями. И отчасти испортил свою картину: уникальное, единичное, штучное порой сменяется на экране обыденным, привычным, а то и откровенно банальным.

Так, невнятная коллизия с дочерью-старшеклассницей, влюбившейся в низкорослого мальчика в дредах, оказалась скомканной и брошенной режиссером где-то на полпути. Мальчик как залез под кровать, опасаясь вернувшейся с работы Жени, так из-под нее, похоже, и не вылез до конца фильма. Спрашивается: а был ли мальчик? И зачем он вообще был? Да и вялотекущие платонические отношения самой Жени с влюбленным в нее волооким коллегой (новый секс-символ нашего экрана Милош Бикович) показан в фильме пресно, без искр любовной химии, чтобы можно было поверить во внезапно вспыхнувшее в финале пламя взаимных чувств.

И уж совсем анекдотичной выглядит линия с моложавой и кокетливой мамой героини (Елена Валюшкина), которую, оказывается, нельзя волновать из-за ее проблем с сердцем. И потому Женя лжет маме, что вместо космоса летит в Иркутск. В разгар сложнейшей операции на МКС мама позвонит дочери с просьбой... бросить ей на карту 3 тысячи рублей. И заодно попросит привезти ей из Иркутска икры омуля и кедровых орешков. И Женя, одной рукой орудуя в легких пациента, другой отправит маме из космоса требуемую сумму. И пообещает привезти дары Байкала. В зале раздастся ожидаемый смех. У меня, правда, возникло подозрение, что зрители смеялись не над удачной шуткой, а над неловкой фантазией авторов фильма.

К сожалению, юмора подобного рода в фильме больше, чем предполагает хороший вкус. Пытаясь впихнуть в один фильм невпихуемое, авторы, боюсь, не до конца определились с адресом своего послания. «Вызов» пытается балансировать на грани между серьезным авторским высказыванием и зрительским блокбастером. Но усидеть на двух стульях редко кому удается. Европейские фестивали фильмом, как я догадываюсь, не заинтересовались. Не оправдались надежды инициаторов этого амбициозного трехчасового проекта (среди них «Роскосмос» и Первый канал) и на широкий международный прокат. «Вызов» пока купили 20 стран, среди них Бахрейн, Египет, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливан, Сирия... Это явно скромнее первоначальных ожиданий.

P. S. Что касается внутреннего кинорынка, то фильм, на производство которого было потрачено более миллиарда рублей (это не считая затрат на сам полет в космос), в прокате наверняка окупится, тем более, что к рекламе «Вызова», кроме Первого канала, подключились и портал Госуслуги, и «Почта России». Но до рекордных показателей «Чебурашки» фильм, по моим ощущениям, вряд ли дотянется...