«Евровидение» уперлось в шведскую стенку

В этом году особой популярностью на европейском песенном конкурсе пользовались шведские продюсеры

Отгремевшее в субботу «Евровидение» мало кому добавило оптимизма. Речь не о Дине Гариповой, которая спела на хорошем уровне, а о поп-конкурсе в целом: он становится слишком форматным и оттого скучным с музыкальной точки зрения. По сути — любительским.

Конкурсантов можно разделить на три условные группы. Первая — страны, пославшие в Мальмё тех, у кого банально хватило на «Евровидение» денег. Вторая — страны, вложившиеся в выступления своих участников и попытавшиеся максимально приблизить песню к формату аудитории, чтобы претендовать на высокие места. И третья — самая немногочисленная — неформат, который действительно интересно слушать и смотреть, но он вряд ли может выиграть.

«Форматирование» песен — процесс самый надежный для достижения результата, но и самый циничный. Мало того что выступления становятся похожими одно на другое, так еще и формируется круг авторов, которые «умеют делать песни» для конкурса. Как говорится, заплати и лети. В этом году особой популярностью пользовались шведские продюсеры.

Парадокс «Евровидения» заключается в том, что, оставаясь полулюбительским конкурсом, он обладает всеми признаками автономного шоу-бизнеса — тут есть свои звезды, свои форматы, свои скандалы, свои правила игры. Самое печальное правило — победить нужно, не нащупав свою аудиторию, а набрав энное количество очков, то есть понравившись максимальному числу телезрителей. В итоге атмосфера на самом «Евровидении», конечно, праздничная, но на фоне большого шоу-бизнеса это предприятие все равно выглядит эдаким пионерским лагерем.

Интерес подогревается исключительно за счет соревновательного фактора. Скажем, для стран бывшего СССР почему-то чрезвычайно важно самоутвердиться именно на «Евровидении». Азербайджан, Украина, Россия, в этом году еще и Белоруссия вкладывают в свои номера немало денег. Результаты дают о себе знать: самый щедрый Азербайджан практически со старта на конкурсе занимает первые места. Но никакого влияния на расстановку сил в мировой современной музыке это не оказывает. Все знают, что гегемоном в музыкальной Европе остается Великобритания, несмотря на то что их топ-звезда Бонни Тайлер заняла в Мальмё 19-е место.

Об уровне «Евровидения» говорят факты. Румынский контратенор Цезар остался на 13-м месте, хорватский хор из прекрасных голосов Klapa s Mora вообще не прошел в финал, к ужасу наставника Гариповой Александра Градского, греческая группа Koza Mostra с драйвовой песенкой «Alcohol Is Free» в стиле группы Gogol Bordello достигла, кажется, своего потолка — 7-е место в финале.

К датской песне-победительнице по большому счету вопросов нет. Накануне конкурса расклады букмекеров почти не оставляли шансов другим участникам. Не сказать чтобы девушка Эмили де Форест в пять или десять раз была лучше других, но результат в этом году оправдан. С одной оговоркой — датчанка опять-таки останется звездой только в рамках «Евровидения». Впрочем, это беда всех песенных конкурсов: даже из очень талантливых артистов они не способны сделать звезд.