Согласно статье 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
При определении после 01.01.2002 права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Правовое регулирование уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
В целях оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 принимается общий трудовой стаж, то есть суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, учитываемая в календарном порядке.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 238 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.01.2001 (Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ), доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства, реализации сельскохозяйственной продукции, а также от ее переработки не подлежат налогообложению в течение пяти лет, начиная с года регистрации хозяйства.
Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел вопрос о взаимосвязи страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и единого социального налога и пришел к выводу, что они имеют разное предназначение и различную социально-правовую природу. В определении Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2004 N 28-О по жалобе общественной организации Тверской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Заволжского района города Твери, а также в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 23.12.2004 N 19-П по делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что с введением системы обязательного пенсионного страхования взимаемые на эти цели страховые взносы приобрели иную социально-правовую природу. Они уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Предназначение же единого социального налога - формирование, в том числе финансовой основы социального страхования, его сумма исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет и в определенных законом частях - в каждый внебюджетный фонд.
Таким образом, положения статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не распространяются на правоотношения в области обязательного пенсионного страхования, следовательно, при условии уплаты главой крестьянского (фермерского) хозяйства за себя и за членов своего хозяйства страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за период, когда доходы указанной категории граждан не подлежали налогообложению, такой период может быть учтен при подсчете как страхового, так и общего трудового стажа.
В соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ при установлении трудовой пенсии используются два вида стажа: при определении права на трудовую пенсию - страховой стаж; при конвертации пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 - общий трудовой стаж.
При установлении трудовой пенсии при определении права на трудовую пенсию применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, а в целях осуществления оценки пенсионных прав застрахованного лица - Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденное приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190, согласованное с Пенсионным фондом Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.
Согласно пункту 3.6 названного положения с 01.01.1991 время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату страховых взносов в Пенсионный фонд России.
В соответствии с пунктом 15 указанных правил периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, а после 01.01.2002 - территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Таким образом, периоды работы в крестьянских (фермерских) хозяйствах после 01.01.1991 могут быть включены в подсчет трудового стажа только при условии подтверждения уплаты страховых взносов в ПФР.
Подготовлено Управлением по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей ПФР