Сантана тряхнул «Дубинушкой»

Прославленный мексикано-американский гитарист Карлос Сантана выступил в Москве

Корреспондент «Труда» два с половиной часа внимал звукам эталонного латино-рока и проповедям маэстро о свете и любви.

Последний раз Сантана выступал в Москве для широкой публики в 1987 году, когда его группа принимала участие в фестивале «За мир во всем мире» (корпоратив для сотрудников одного банка в 2007 году не в счет).

Сантану в России очень любят и ждут, но того танцевального порыва, который вроде бы должен сопутствовать латноамериканским ритмам, в зале на сей раз не наблюдалось. Собственно, стоячий партер в «Крокусе» можно было и не устраивать: люди собрались скорее послушать и посмотреть, нежели подвигаться. Как ни старались раскачать народ штатные шоумены группы, шевелился он неохотно. Но по крайней мере аплодисменты между песнями были бурными.

Карлос Сантана не из тех артистов, кому вопрос «почему в вашей программе так много кавер-версий» кажется оскорбительным. Он не чужд сочинительству, но главную славу музыканта составляют обработки чужих песен — похоже, нет такой вещи, которую он не смог бы переплавить в свой фирменный латино-рок.

В программе этого весьма продолжительного концерта были и кавер-версии «Back In Black» AC/DC и «Riders On The Storm» The Doors, которые можно услышать на последнем альбоме Сантаны, а также «Sunshine Of Your Love» Cream и даже «Love Supreme» Джона Колтрейна. Публика радостно узнавала номера с альбома-бестселлера «Supernatural» (1999), давшего второе дыхание карьере пожилого виртуоза: «Maria, Maria», «Love Of My Life», «Smooth».

Плюс к этому в песнях можно было расслышать множество коротких цитат-то из знаменитой «Soul Makossa» Ману Дибанго, то из «Tom’s Diner» Сюзанн Веги, а то и из русской народной «Дубинушки».

И, конечно же, были сыграны такие обязательные вещи, как «Black Magic Woman» Fleetwood Mac, «Oye Como Va» Тито Пуэнте, «Evil Ways» Клэренса Хенри и «Soul Sacrifice».

В определенный момент Сантана обратил внимание публики на то, что за ударной установкой возникла женщина-то была Синди Блэкмен, меломанам известная по участию в группе Ленни Кравитца. Теперь она жена Карлоса. Не желая перегружать супругу работой, Сантана концертирует со своим давним коллегой барабанщиком Дэннисом Чемберсом, а Блэкмен приглашается на сцену в качестве почетного гостя — она сыграла в «Corazon Espinado», после чего закатила жесткое 10-минутное барабанное соло. Кстати, днем раньше Блэкмен дала в одном из московских клубов мастер-класс для всех желающих, и таковых собралось немало.

Как истинный шестидесятник и ветеран Вудстока, несколько раз между песнями Сантана произносил проникновенные речи о мире и любви, о том, что в каждом человеке присутствует свет и не надо, дескать, никаких разделений на религии. Другой темой его размышлений были женщины: «Я хочу, чтоб женщины были счастливы. Потому что по опыту знаю — если женщины счастливы, все идет как надо. А если женщины несчастны — ничего не получается вообще».