Изучая Русский Север

«Роснефть» запустила беспрецедентную по масштабам научную экспедицию в труднодоступные регионы Восточной Арктики

Арктика — один из самых малоисследованных регионов мира. Именно здесь, по мнению ученых, располагается «кухня погоды» мира, так как температурный и гидрологический режимы в районе Северного полюса, циркуляция атмосферы, состояние морских льдов, толщина снежного покрова и многие другие параметры арктической природы влияют на климат всей планеты.

Воздействие на климатические и экосистемы региона — глобально. И Россия благодаря своему географическому положению, научной школе и наработанным практикам обладает в области изучения этих систем наилучшими возможностями.

Современный этап истории активного изучения Русского Севера начался без малого столетие назад, в 1929 году, с экспедиции ледокола «Седов». За это время Советский Союз стал первой в мире страной, построившей для исследования северных морей арктическую дрейфующую научную станцию, а ледокол страны первым среди надводных судов достиг Северного полюса.

За десятки лет, прошедших с появления первого корабля на Северном полюсе, по мере роста научного и исследовательского интереса к русской Арктике методы изучения северных морей значительно усложнились. И сегодня масштабные экспедиции в такие труднодоступные регионы требуют соответствующих научного потенциала и ресурсов. Зачастую наиболее ресурсоемкие и технически сложные исследовательские миссии возглавляет крупный социально ответственный бизнес.

Одним из лидеров среди российских компаний в этой области уже более 10 лет является «Роснефть». На ее счету десятки уникальных комплексных экспедиций, среди которых самые масштабные в новейшей истории арктические исследования.

Впервые в истории Арктики

На прошлой неделе из порта Петропавловск-Камчатский стартовала еще одна масштабная научно-исследовательская экспедиция компании «Роснефть». Перед ней стоит цель получить образцы пород континентального шельфа из труднодоступных и малоизученных регионов Восточной Арктики.

Научные работы станут беспрецедентными по объему, в рамках экспедиции специалисты совершат малоглубинное стратиграфическое бурение в окраинных морях Северного Ледовитого океана — Чукотском и Восточно-Сибирском. Новые исследования также коснутся изучения строения подводной породы в экстремально холодных водах моря Лаптевых.

Многие из исследований, по заявлению компании «Роснефть», проводятся в истории изучения Российского Севера впервые.

Все эти исследования экспедиции «Роснефти» будут вестись с единственного в своем роде российского бурового судна «Бавенит» (АО «Росгеология»). Как известно, оно укомплектовано инновационным отечественным оборудованием, а уникальные технологии бурения и геофизического исследования скважин в столь сложных геологических и климатических условиях северных морей уже были отработаны во время реализации проекта «Роснефти» по стратиграфическому бурению, который начался в 2020 году. В этом году компания планирует стратиграфическое бурение с новой системой изолированных компоновок, этот метод поможет получать образцы в наиболее сложных с геологической точки зрения районах.

Стратиграфическое бурение не имеет ничего общего с нефтедобычей. Буровые скважины, которые получаются в результате такой работы, предназначены исключительно для понимания геологического строения русской Арктики. В результате бурения таких скважин ученые получают так называемый керн. Фактически он представляет собой образец подземных структур, напоминающий слоеный пирог, где каждый слой — это порода, сформировавшаяся в разные геологические эпохи. Анализ таких образцов дает огромный массив информации, в том числе для геохронологии. Например, такие образцы позволяют соотнести периоды формирования нашей планеты с теми условиями и специфическими характеристиками, в которых образовывались те или иные породы.

В ходе экспедиций 2020-2023 годов при помощи стратиграфических работ «Роснефти» уже удалось получить керн севера Карского, Чукотского морей и моря Лаптевых — для каждого моря скважины были первыми в истории его изучения. Добытый ценный каменный материал служит прямым источником геологической информации, необходимой для определения возраста (стратификации), состава и условий формирования пород шельфа Восточной Арктики и прогнозирования состояния нефтегазовых систем региона. Комплексные лабораторно-аналитические и камеральные исследования керна ведут специалисты компании «Иннопрактика» в лабораториях геологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Самый насыщенный сезон

Начавшийся полевой сезон для проекта «Роснефти» станет самым продолжительным и самым насыщенным. Комплексная программа исследований, стартовавшая фактически в начале летнего арктического сезона, продлится вплоть до конца года.

Руководитель проекта стратиграфического бурения НК «Роснефть» Андрей Колюбакин сообщил, что в рамках нынешнего полевого сезона, который стал уже четвертым по счету, судно стартует из Петропавловска-Камчатского и идет в Южно-Чукотское море еще до того, как откроется весь лед в Восточной Арктике.

«В этом году судно специально дооснащено и с точки зрения технологии бурения стратиграфических скважин, и с точки зрения их геофизических исследований», — пояснил Колюбакин.

По словам начальника экспедиции научно-исследовательского судна «Бавенит» Сергея Гирвича, это судно ледового класса и специально предназначено для работы в высоких широтах, при отрицательных температурах, а также в тех зонах, где не работают системы навигации.

«Судно оснащено передовыми технологиями российского производства, а также доукомплектовано системой навигационного позиционирования «Нэвис-5000», которая позволяет держать позицию для бурения скважин с точностью до 10 см при спокойной воде и в пределах до 1 метра при штормовых нагрузках до 3 баллов. Его бурильные компоновки сделаны из специальных сплавов, которые позволяют отбирать пробы грунта высокого качества и с высокой скоростью», — рассказал Гирвич.

Руководитель группы проектов «Иннопрактики» Роман Лукашев отметил, что керновый материал, который доставляют в МГУ для различных геохимических и геофизических исследований, является уникальным, причем не только для российской науки.

«Перед нами стоит задача получить информацию о возрасте этих пород, что позволит верифицировать геологическую модель Арктического региона. И это очень важно для планирования любых работ на Крайнем Севере», — сказал Лукашев.

Замдиректора департамента геологоразведочных работ НК «Роснефть» Николай Малышев рассказал, что создание достоверной геологической модели любого региона — это ключ к познанию недр. «Наша программа помогает получать огромный пласт геологической информации, которая обрабатывается, интерпретируется. И в итоге мы создаем достоверную геологическую модель региона. Специфика этой экспедиции в том, что мы планируем вскрыть с помощью стратиграфического бурения наиболее древние уровни разреза осадочного чехла, которые имеют сходство с аналогичными комплексами Аляски», — сказал Малышев.

Плюс навигация по Севморпути

Впервые «Роснефть» отправила два научных судна в северные моря (для изучения стоковых ветров, дующих с Новой Земли) в июле 2012 года. Эта экспедиция дала старт самым масштабным в новейшей истории арктическим исследованиям.

В течение последующих более чем 10 лет «Роснефть» провела свыше 40 комплексных экспедиций, многие из которых являются уникальными. С помощью высокотехнологичного отечественного оборудования учеными изучено 90% ледников российской Арктики. Такие исследования имеют и прикладные цели, которые связаны в том числе с развитием Северного морского пути и контролем ледовой обстановки на высоких широтах.

Компания сотрудничает со всеми ключевыми профильными научно-исследовательскими центрами России, среди которых Институт проблем экологии и эволюции РАН им. А. Н. Северцова, Центр морских исследований МГУ им. М. В. Ломоносова, Институт стратегического развития Арктики САФУ им. М. В. Ломоносова, Сибирский федеральный университет, Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, Институт географии РАН, Институт океанографии и другие.

 

За более чем 10 лет «Роснефтью» были организованы беспрецедентные по географическому охвату гидрометеорологические, геологические, биологические исследования, среди которых развертывание широкой наблюдательной сети автоматических метеостанций и сейсмостанций, самое северное стратиграфическое бурение и лабораторный анализ полученного арктического керна (совместно с негосударственным институтом развития «Иннопрактика»), экологический мониторинг видов-биоиндикаторов (белого медведя, атлантического моржа, северного оленя и белой чайки), имеющих жизненно важное значение для сохранения экосистемы региона.

Комплексные исследования Арктики необходимы и для продолжения работ по ликвидации накопленного в советские годы ущерба в ходе освоения Арктики. Одно из решений этой задачи — микробный препарат для очистки северных морей от углеводородных загрязнений, разработанный Арктическим научным центром ПАО «НК «Роснефть» совместно с «Иннопрактикой». Естественные штаммы холодолюбивых микроорганизмов в составе биопрепарата помогут решить сложнейший вопрос утилизации углеводородов в приполярных широтах.

Комплексные исследования Арктики позволят разделить изменения, вызванные естественными причинами и деятельностью человека. Это необходимо для выработки максимально эффективных управленческих решений, в том числе для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Яркий пример — эксперименты по буксировке айсбергов (массой более миллиона тонн), проведенные компанией «Роснефть». С помощью высокотехнологичного отечественного оборудования было изучено 90% ледников российской Арктики, что имеет важнейшее значение для контроля ледовой обстановки на маршрутах Северного морского пути.

Как говорят ученые, сегодняшняя синергия корпоративной и фундаментальной наук открывает путь к будущим уникальным открытиям. Как выразился исполнительный директор Центра морских исследований МГУ им. М. В. Ломоносова Николай Шабалин в ходе недавнего круглого стола платформы «Чистое будущее», «при унификации подходов, с системой контроля со стороны как государства, так и корпораций, в коллаборации фундаментальной и корпоративной науки нам открываются новые возможности».