ПОЖАР ПОТУШЕН, ЭКРАН ТЛЕЕТ

Удар судьбы - пожар на Останкинской башне - пришелся на самое неудобное время, когда до открытия нового телесезона оставалось всего три дня. Казалось бы, премьеры готовятся загодя, так что никакая катастрофа не способна ничего изменить. Оказывается, способна. Может быть, это свойство нашего восприятия, однако не только мне, но и многим, с кем я беседовал в эти дни, показалось, что начало нового телесезона вышло маловыразительным.

Единственное, пожалуй, где ТВ сумело в краткие сроки наверстать упущенное, - это реклама. Едва ли не самым ярким "творческим открытием" сентября стал отчаянный любитель жвачки: прежде он пытался предложить целый грузовик товара за одну-единственную пластинку, теперь вот картинно падает с лодки в воду. Здорово!
Первое, на что обращаешь внимание, - возврат в нынешний эфир старых, казалось бы, заслуженно забытых форм. ТВ будто утратило способность придумывать что-то новое. Одной из таких программ стала "Международная панорама", которую ведет Александр Гурнов. И структура, и ориентация на официальные источники, и сама подача материала - все восходит к давним временам, когда в эфир выходила одноименная передача. Характерно, что в последний выпуск, в день открытия Олимпиады, авторы включили сюжет двадцатидвухлетней давности, посвященный аборигенам Австралии. Вульгарно-идеологическая трактовка проблемы, к удивлению, ни в чем не выбивалась из контекста передачи.
Или еще пример. "Пресс-клуб" в последнее время не раз критиковали за то, что он превратился в междусобойчик, где одни и те же люди, напоминающие пикейные жилеты, уверенно рассуждают обо всем на свете, озабоченные не столько сутью проблем, сколько возможностью покрасоваться на экране. В минувшую субботу речь шла о современных техногенных катастрофах, которые в последнее время обрушились на весь мир и на нашу страну. Но вот для разговора пригласили не публицистов, специализирующихся в этой сфере, а "генералов" - крупных чиновников, государственных деятелей, ученых. Каждый из них рассуждал о своем "участке", особо не заботясь о том, чтобы охватить одним взглядом целостную картину.
Еще одно качество открывшегося сезона - обилие разного рода рокировок. Ведущие меняются местами и передачами, рубрики кочуют с места на место. Признаться, особого смысла во всех этих переменах обнаружить я не смог. Можно, конечно, сказать, что все происходит согласно давно намеченному стратегическому плану, в котором есть глубокий смысл. Но недоверчивого зрителя не обманешь. Он догадывается, что перемены в эфире чаще всего не имеют никакой внятной логики.
В чем, скажем, проявилось мастерство интервьюеров, ведущих дневных новостей НТВ Марианны Максимовской и Андрея Норкина? Почему именно им вдруг доверили вести программу "Герой дня"? Потому, что прежнюю ведущую Светлану Сорокину перекинули на "Глас народа", который раньше вел Евгений Киселев. Последняя перемена, пожалуй, единственная, которую можно назвать удачной. У Киселева в последнее время передача стала тяжеловесной и слишком уж тенденциозной. Несколько выпусков, проведенных им после ареста В. Гусинского, изрядно подпортили репутацию интересного проекта.
Сорокина привнесла в программу непосредственность и объективность. Перед студией и перед нами, зрителями, она ставит вопросы, не имея подчас на них однозначных ответов. Мало того, иногда по ходу разговора меняет планы и даже свое отношение к тем или иным явлениям. Так было в споре по поводу предложения Б.Березовского передать ряду лиц акции ОРТ в доверительное управление.
В минувшую пятницу "Глас народа" обсуждал вопрос о смертной казни в нашей стране. Тема эта, согласитесь, успела в последнее время набить оскомину: аргументы сторон от дискуссии к дискуссии почти одни и те же. Но и тут Сорокина сумела найти неожиданный поворот. К спору в прямом эфире с помощью телемоста она привлекла и убийцу, отбывающего пожизненное заключение, и начальника колонии. Пожалуй, их мнения оказались самыми интересными и неожиданными.
Кстати, при том, что большинство мнений, прозвучавших в студии, было высказано в пользу отмены смертной казни, интерактивный опрос зрителей, проходивший в рамках передачи, дал тот же результат, что получают обычно социологи: подавляющее большинство, около 80 процентов, проголосовало за ее сохранение. Причем показатели в начале программы и в ее конце были совершенно одинаковыми. Это стало для меня важным открытием: ТВ перестает быть средством манипулирования общественным мнением. Люди смотрят и слушают, но не торопятся менять свои взгляды.
Говорю об этом в связи с главной телевизионной интригой последних месяцев. Зрители, конечно, помнят, какой атаке подвергся российский президент на канале НТВ начиная с 13 июня, когда был арестован В. Гусинский. Позже, по сигналу Б. Березовского, к наступлению присоединилось ОРТ. И вот что удивительно: несмотря на массированную атаку, рейтинг В. Путина не только не упал, но, напротив, продолжал расти. Вторая серия парламентской избирательной кампании, когда на ОРТ с успехом "мочили" лидеров "Отечества", не получилась. И не потому, что власть показала свою силу: главным, по моему мнению, стало меньшее, нежели прежде, доверие массовой аудитории к ТВ.
Кажется, будто в пожаре Останкинской башни сгорела магическая способность ТВ управлять нашим мнением. Постепенно уходят в прошлое журналисты-манипуляторы. Забыт уже А. Невзоров с его экранной некрофилией. Отлучен от эфира телекиллер С. Доренко. С октября, как объявлено, перестает вещать в "Зеркале" Н. Сванидзе. Полагаю, недолгим будет и век "Итогов" - во всяком случае, в их нынешнем виде.
Иначе говоря, кончается эпоха ельцинского ТВ. Программы, в которых - даже во имя самых что ни на есть высоких демократических целей - односторонне подаются факты, шельмуются люди, навязываются миллионам ложные идеи, отжили свое. Новые принципы и формы пока только-только формируются. Поэтому, наверное, таким невыразительным обернулось начало телевизионного сезона.