Тот самый шлем спартанцев

В Российском историческом обществе открыта выставка «Археология: годы, события, люди»

То, что выставка уникальна, стало ясно с первых минут – журналистов, ринувшихся к таманским и крымским находкам, только недавно извлеченным из земли и еще не до конца атрибутированными, близко к экспонатам не подпустили и фотографировать разрешили лишь «панорамно». А смотреть было на что – в самом центре витрины красовался бронзовый шлем спартанцев, как было объявлено, V века до н. э.

Это – шлем того самого коринфского типа, который знаком всем по скульптурным изображениям богини мудрости Афины Паллады и одного из основателей афинской демократии Перикла, по рельефам Парфенона и росписям на древнегреческих вазах. Именно такой шлем защищал спартанцев в греко-персидских войнах, и, кстати, археологи мира ставят за его воспроизведение твердую пятерку художникам по костюмам американского фильма «300 спартанцев» (1962). В отличие от новейших «спартанцев» образца 2017-го...

Шлем привезли из раскопов таманского некрополя «Волна» VI-IV веков до н.э. Выставлена лишь передняя часть, защищающая лицо, задняя раскололась и находится на реставрации. Рядом лекиф и пелика (виды античных ваз), стеклянный кувшин с выступом (говорящим о том, что, скорее всего, это воспроизведение металлических прототипов), керамическая тарелка, блюдо...С этими предметами посетители погружаются в «чистую Грецию», как говорят археологи, которая тогда только начинала осваивать Северное Причерноморье.

Директор Института археологии, вице-президент РАН Николай Макаров напомнил, что в XIX подобный шлем находили в Киевской губернии Российской империи, но на территории нынешней России, в Северном Причерноморье, наполненном античными памятниками, подобная находка первая. И она показывает «полноту античного присутствия в регионе». «Казалось бы, античное Причерноморье у нас хорошо исследовано, – сказал Николай Андреевич, – трудно добавить что-то новое, но тем не менее продолжаем находить уникальные предметы. Это штрихи к культуре людей, настроенных на следование традициям античного уклада».

Николай Макаров рассказал и о сокровищах первого некрополя римского времени «Фронтовое» под Херсонесом (I-IV века н.э.), расположенном, что интересно, в месте строительства автотрассы «Таврида». Могильник был исследован единомоментно: за несколько месяце вскрыли 320 погребений с останками жителей варварской общины. В коллекции – предметы поздней античной культуры: стекло, сосуды, металлические римские монеты, украшения, многие из которых можно назвать произведениями высокого искусства. Хотя, подчеркнул Макаров, «это были не греки и не римляне, а какое-то местное население, но сильно эллинизированное по своей культуре. Их называют то поздними скифами, то сарматами. Несмотря на появление в середине III века готов, а позднее разрушителей городов – гуннов, именно эта община выстояла и продолжала развиваться. По крайней мере, такой вывод позволяют сделать материалы некрополя».

Работы на раскопках некрополей продолжаются, обработка материалов – процесс кропотливый и долгий, по окончании его экспонаты пополнят собрания Херсонесского музея-заповедника и Таманского музейного комплекса. Хотя Херсонес, как подчеркнул Николай Макаров, исследуется почти 200 лет и его античные коллекции очень богаты, предметы, найденные этим летом, станут «очень интересным дополнением нашего взгляда на культуру юга до Крыма».

Этот комментарий подтвердил мысль председателя РИО Сергея Нарышкина, высказанную на открытии выставки: земля, по которой ходим, словно «огромная библиотека или архив, хранит много тайн из прошлого мировой цивилизации. И люди удивительной профессии – археологи, извлекая из земли те или иные находки, постепенно открывают нам эти тайны».

Сергей Евгеньевич с удовлетворением отметил стабильность потока молодых людей, стремящихся в археологию. В этом году РИО и Фонд «История Отечества» уже поддержали несколько интересных проектов молодых археологов. «Не сомневаюсь, – сказал Нарышкин, – что археология с каждым годом будет повышать свой статус, а интерес общественности к этому увлекательному и благородному делу – расти».

Добавим: нынешняя выставка, организованная РИО совместно с Институтом археологии РАН, входит в череду мероприятий, посвященных юбилею этого института, который будет праздноваться 19 апреля 2019 года. Ровно за сто лет до того на базе Императорской археологической комиссии была создана Российская академия истории материальной культуры, в свою очередь давшая начало ряду научных институтов, и первый раздел выставки, Admemoriam, посвящен советской археологической школе. Здесь можно увидеть редкие кадры фотохроники из экспедиций 1950-1980 годов, уникальные архивные фотоматериалы.

– Важно вспомнить наши достижения советских десятилетий,– считает Николай Макаров, – оценить колорит экспедиций, масштабы полевых проектов, а главное – энтузиазм и преданность науке, характерные для ученых того времени. Обратите внимание на копии полевых отчетов 1944-46 годов. Еще война не закончилась – а экспедиции уже работали на Урале и в Сибири.

Журналист «Труда» поинтересовалась находками, сделанными в последнее время в других регионах страны.

– Не могу не назвать наскальную роспись в Каповой пещере на Урале: верхний палеолит, более 14 тысяч лет до нашей эры, – ответил Николай Макаров. – В этом году от кальцитовых напластований расчистили вторую часть фигуры, и стало понятно, что это изображение верблюда. Нам также известны замечательные фрески, найденные при раскопках Церкви Благовещения на Городище и у Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, их сейчас расчищают в мастерских, и из фрагментов складывается общая композиция. Думаю, когда все будет смонтировано, осознаем масштабы и важность этого открытия, сделанного в последние годы экспедицией Владимира Седова (археолога, члена-корреспондента РАН – «Труд»).

Спрашиваю Николая Андреевича, не уменьшается ли со временем вероятность нахождения ценных объектов.

– Перспективы остаются всегда,– отвечает специалист, – хотя предшественникам, конечно, было легче: толща земли была меньше затронута исследованиями и современным строительством. Но в земле еще много интересного. Смотрите, мы уже третий раз по окончании летнего сезона устраиваем выставки в РИО, и признаков иссякания не видно.