НАШИ ДЕНЬГИ В ЧУЖОМ КАРМАНЕ

Об этом говорят все радиостанции Российской Федерации. Государственные каналы посвящают этому целые часы своего драгоценного эфира. На страницах печатных СМИ это обсуждают политики, ученые мужи, артисты и простые домохозяйки. Кажется, у нас появилась-таки национальная идея. Имя ей - миллиарды Абрамовича.

НОВОСТЬ, КОТОРАЯ ПОТРЯСЛА МИР
Стоило одной британской газете написать, что Ирина Абрамович, жена того самого русского, который купил "Челси", консультировалась с адвокатом по поводу возможного развода и раздела имущества пополам, как в нашем отечестве разразился настоящий информационный бум. Тысячи журналистов кинулись разыскивать родственников супруги олигарха, его первую жену, ее родственников и подруг, их одноклассников и соседей по лестничной клетке. Одновременно в розыск была объявлена коварная разлучница Дарья Жукова, ее экс-любовник Марат Сафин, а также их друзья и родственники. В общем объеме информационного потока перед этой новостью померкла череда заказных убийств и даже козни пятой колонны лиц кавказской национальности. Интересное дело, пока миллиарды Абрамовича тихо-мирно прирастали заводами и пароходами, они особо никого не волновали. Стоило зайти речи об их разделе - семейном, между прочим, то есть сугубо частном деле, как поднялась такая шумиха...
Один пример. Четверг, НТВ, программа "Сегодня". В спортивном блоке речь заходит о теннисе. Ведущий сначала сообщает, что Марат Сафин начисто отрекся от каких бы то ни было отношений с Дарьей Жуковой, и лишь потом объявляет итоги очередного поединка с его участием. Сразу понятно, что важнее.
Вслед за тем начинается программа "К барьеру!". В центре внимания вопрос: имеет ли право Ирина Абрамович на половину состояния своего мужа. Дуэлянты - адвокат Павел Астахов и писательница-феминистка Мария Арбатова. Поединок несколько раз прерывается рекламными блоками. В одном из них анонсируется ближайший выпуск программы "Максимум". Догадайтесь с одного раза, о чем будет ее центральный сюжет?
ВСЕ ЛИ МУЖИКИ "СВО..."?
Как известно, итог дуэли оппонентов в соловьевском проекте "К барьеру!" определяют зрители. На чей "счет" поступит большее число звонков, тот и выиграл. Всегда очень любопытно посмотреть на результат первых секунд голосования: герои программы еще и слова не успели сказать, а зрители уже вовсю трезвонят. То есть они высказывают свое мнение не по поводу убедительности аргументов той или иной стороны, а по сути проблемы. Так вот, в течение первых пяти секунд в пользу Астахова, утверждавшего, что Ирина Абрамович не имеет никакого морального права на миллиарды своего мужа, поступило около сотни голосов. В пользу Арбатовой - в десять раз меньше. Что же это получается, наш сердобольный народ, о милости которого к падшим столько говорится, оказался на стороне не обманутой женщины, матери пятерых детей, а - изменника? Впрочем, как вы понимаете, случай-то здесь неординарный, и пострадавшая - не сельская учительница, и негодяй - не механизатор, скрывающийся от алиментов в городе. Как точно съязвил Соловьев, тоже нашли страдалицу! Да пусть она даст объявление - разведенная женщина 39 лет с пятью детьми желает познакомиться с мужчиной для создания семьи - очередь выстроится!
В ходе дискуссии вообще прозвучало немало поучительного.
Вот аргументы астаховской стороны.
Ирина Абрамович, согласно российским законам, претендует на половину совместно нажитого имущества. Понятно, когда под этим самым "совместно нажитым" подразумевается "жигуль", купленный в кредит, и недостроенный из-за нехватки денег домик на шести сотках. Но в случае с нашими героями - как помогала супруга Романа Аркадьевича строить его бизнес? Советовала, какие заводы покупать? Доставала из тумбочки заначку при покупке "Челси"? Ну, хорошо, оставим бизнес в покое. Но что - Ирина испила до дна горькую чашу многодетной матери? Штопала носочки по ночам, собирала малышей в школу?.. Между прочим, если бы супруги Абрамовичи решили развестись не в России, а в Англии, в которой постоянно проживают, то Ирине досталось бы не 6 или 8 миллиардов, а "необходимый для достойного существования минимум".
У Арбатовой и ее секундантов аргументы были послабее и чаще всего сводились к одной старой, как мир, мысли о том, что все мужики сволочи. Ведь, если хотите знать, в России только 12% алиментщиков выполняют свои обязательства. И в конце концов не Ирина же завела интрижку с молодым любовником. Поэтому олигарху надо платить не только за дальнейшее воспитание детей, но и - по полной программе! - за свое предательство.
И хотя разрыв в счете между дуэлянтами к концу программы был уже не таким разительным, как в начале, убедительная победа Астахова все равно была предсказуема. Вот если бы супруга олигарха осталась без копейки, тогда, глядишь, наши телезрители грудью бы встали на ее защиту.
СОВМЕСТНО НАЖИТОЕ
А хотите, я объясню, почему все так переживают за судьбу абрамовичева состояния? Да очень просто: народ иногда может, даже подспудно понимает, что миллиарды эти добыты не титаническим трудом, а просто потому, что человек, Роман Аркадьевич - в смысле, сумел оказаться в нужном месте и в нужное время.
В середине 90-х - год точно не назову, боюсь соврать - в одно прекрасное утро на огромных рекламных щитах, установленных на Кутузовском проспекте, появились плакаты с лаконичной надписью: "Рома любит Семью. Семья любит Рому". И все. Никаких пояснений, никаких картинок. Рядовые граждане, обнаружив это трогательное сообщение, недоуменно хмыкали: "Что за семья? Что за мальчик Рома?" Зато люди, один за другим проносящиеся мимо них в лимузинах с мигалками (трасса-то правительственная: Рублевка-Кремль), прекрасно поняли, о ком идет речь. И плакаты быстренько сняли.
Но вскоре и простые смертные поняли абсолютно все про Рому и Семью. Одновременно с этим уяснив, что их облапошили, что госсобственность со всеми ее недрами, которые они осваивали, заводами, которые они строили, на часть которых имели право, оказалась в руках нескольких людей, получивших благодаря этому возможность покупать знаменитые футбольные клубы и безразмерные яхты.
Вот потому нам и не может быть безразлична судьба этих миллиардов, что, наблюдая за их дележом, мы переживаем за наше кровное. Так раскулаченному крестьянину отнюдь не все равно, кто ездит на его лошади и делит на части некогда построенный им дом...
Хотя, конечно, может быть, все и проще. Ведь сколь ни говори о высоких материях, любим мы, любим считать деньги в чужом кармане. И обсуждая судьбу этих несметных богатств, как бы приобщаемся к ним.