В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА

Аромат свежей хвои, разноцветными огоньками переливается зеленая красавица, под которой Дед Мороз оставит подарки, и очарованные волшебством детишки ведут хоровод, припевая: "В лесу родилась елочка..." Эта песенка о той, что "нарядная на праздник к нам пришла" и принесла много-много радости, стала своеобразным гимном Нового года. Мы с детства знаем ее слова и мелодию. Но вряд ли многие знают, кто был автором этой песни, когда ее сочинили.

"Кажется, что эта песенка существовала всегда, что ее должны были петь в детстве и Блок, и Толстой, и Чехов, и все-все, эта песенка непременность и неотъемлемость родной речи!.." - заметил как-то Владимир Солоухин, поведав читателям историю одного журналиста, своего знакомого, которому судьба посылала возможность встретиться и поговорить с автором стихов "Елочки" и из первых уст узнать подробности их рождения, а он не воспользовался таким подарком, о чем потом горько жалел.
Лично мне об истории этой песни и поисках ее авторов довелось услышать лет сорок назад от Александра Вячеславовича Шилова - исследователя и популяризатора песен, которому удалось найти авторов многих из них, до того считавшихся народными.
В 1903 году - без малого столетие назад - детский журнал "Малютка", выпускавшийся в Москве, опубликовал стихотворение "Елочка". Фамилии автора не было, стояли лишь инициалы А.Е. Стихи понравились музыканту-любителю Леониду Карловичу Бекману, агроному по специальности, окончившему естественный факультет Московского университета, а затем Петровскую сельскохозяйственную академию. Леонид Карлович обладал незаурядными музыкальными способностями, играл на фортепиано по слуху, импровизировал, прекрасно пел. Интересно, что в студенческом хоре университета он заменял ставшего впоследствии выдающимся певцом Собинова, когда тот почему-нибудь не мог выступать, исполнял его партию.
Мелодию "Елочки" сочинял Леонид Карлович к 17 октября 1905 года. Редкий случай, когда известна точно дата, потому что песню эту посвятил и подарил Бекман на день рождения своей двухлетней дочурке Верочке. И ее сестричке Оленьке, которая - бывают же такие совпадения - родилась в тот же день.
- Чтобы не забыть мелодию, - вспоминала впоследствии жена Бекмана, - известная русская пианистка Елена Александровна Бекман-Щербина, - я записала ее, так как автор на этот счет был "неграмотным" - просто не знал нот. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песни и, чтобы не переписывать их без конца для наших знакомых, решили издать сборник с рисунками-силуэтами. Так появился сборник "Верочкины песенки", выдержавший за короткий срок четыре издания. А позже и второй "Оленька-певунья" - песни для второй дочки. Книжки имели большой успех. Песенки одобрили такие замечательные музыканты, как Танеев, сестры Гнесины, Скрябин. А Рахманинов, однажды встретив меня в концерте, спросил: "Почему вы так мало пишете? У вас такие прелестные песенки!"
Даже удивительно, сколько замечательных людей сказали добрые слова об этих непритязательных мелодиях. А песню вот уже век поет вся детвора.
Об авторе текста "Елочки" многие годы вообще ничего не знали, кроме псевдонима "А.Е." Только в 1941 году "Детгиз" выпустил наконец сборник песен, где были раскрыты эти таинственные буквы. Готовя сборник, издатели выяснили, что так подписывала свои стихотворения, сказки, рассказы, печатавшиеся в дореволюционных изданиях, детская писательница Раиса Адамовна Кудашева. Она тоже не была профессиональным литератором, после окончания гимназии работала учительницей, библиотекарем. И первое свое стихотворение "Ручейку" опубликовала в журнале "Малютка" еще в 1897 году. Много изданий выдержала ее книжка в стихах "Бабушка-забавушка и собачка Бум". А к песне "В синем море, на просторе" музыку написал композитор Глиэр.
Но о том, что на музыку положено ее стихотворение "Елочка" и его повсюду поют детишки, Раиса Адамовна узнала многие годы спустя. И еще ей пришлось разыскивать старые издания, доказывать свое авторство, что всегда было непросто.
С Кудашевой мне встретиться не довелось. А вот с ровесницей "Елочки" Ольгой Леонидовной Скребковой, той самой Оленькой, рождение которой было ознаменовано сочинением песни, мне посчастливилось побеседовать. С волнением листал я страницы первого издания "Верочкиных песенок" и "Оленьки-певуньи", всматривался в фотографии из семейного альбома, вчитывался в надписи, в автографы выдающихся певцов и музыкантов, которые бывали в этом доме. Ольга Леонидовна и ее старшая сестра Вера Леонидовна продолжили семейные музыкальные традиции. Профессиональные музыканты есть и среди их детей и внуков. И все они выросли под мелодии Верочкиных и Оленькиных песен, написанных прадедом и прабабушкой. Уверен, что их дети и нынче в новогодний вечер, кружась вокруг нарядной елки, обязательно запоют: "В лесу родилась елочка..."