РФ отказалась выдавать Интерполу россиян, обвиненных в разрушении Бейрута

Шесть лет ливанские портовые власти хранили взрывоопасное удобрение с нарушением всех норм, но виноватыми решили сделать россиян 

Генеральная прокуратура России ответила отказом на запрос Интерпола о выдаче владельца взорвавшегося в порту Бейрута летом прошлого года судна Rhosus – Игоря Гречушкина и бывшего капитана корабля Бориса Прокошева.

В ведомстве отметили, что официальный запрос от властей Ливана еще не поступал, однако по закону российские граждане не подлежат выдаче по запросу других государств.

Взрыв исключительной силы прогремел в пору Бейрута 4 августа 2020 года. Причиной стала детонация 2750 тонн аммиачной селитры, которая хранилась на одном из пирсов. Мощность взрыва специалисты оценили в 2,2 килотонны тротила. Ударная волна нанесла повреждения зданиям в радиусе 10 км, жертвами инцидента стали 200 человек, еще 6000 получили ранения, были повреждены дома и квартиры до 300 тысяч жителей города.

Претензии к россиянам у ливанских властей возникли из-за того, что взорвавшаяся селитра была доставлена в порт кораблем Rhosus, который направлялся из Грузии в Мозамбик. Из-за поломки судно было вынуждено зайти в ливанский порт. Местные власти провели проверку технического состояния корабля и запретили ему выходить в море.

Вскоре после этого Гречушкин объявил себя банкротом и фактически бросил судно и экипаж в Ливане. Морякам, часть которых были гражданами России, а другие – гражданами Украины, пришлось около года жить в Бейруте; только по решению суда им удалось позднее вернуться в свои страны.

В 2014 году ливанские власти изъяли груз с борта корабля и поместили его на склад № 21 портового комплекса. Администрация порта не смогла найти покупателей на удобрение, но и вывозить три тысячи тонн опасного груза не захотела.

Специалисты по промышленной безопасности неоднократно предупреждали о недопустимости хранения такого количества взрывоопасного вещества в порту. Более того, в последнее время рядом с селитрой был еще и организован склад пиротехники. 4 августа нынешнего года на складе начались сварочные работы с целью ограничить свободный доступ на его территорию. Горячие искры подожгли петарды, пожар привел к первому взрыву, который и спровоцировал детонацию без малого трех тысяч тонн селитры.

В октябре Ливан заочно арестовал россиян. Сообщалось, что к тому моменту Гречушкин уже много лет жил на Кипре.