Ловим черную кошку в темной комнате

В кремлевской администрации началась разработка законопроекта по контролю за расходами чиновников

В прессу просочилась информация о двух проблемах, вокруг которых разгорелся спор: за какой срок контролировать доходы чиновника и начиная с какой суммы покупка подлежит проверке? Считается, что эти параметры должен определить лично глава государства. На условиях анонимности разработчики говорят, что готовящийся законопроект стал для них «одним из самых сложных документов, который должен появиться по итогам последнего президентского послания». И это чистая правда.

Потому что законы у нас принимаются двух видов: «для народа» и «для себя». Скажем, многократное повышение штрафов за нарушение ПДД — это для народа, чиновников не касается. Как и запрещающие парковку знаки у присутственных заведений и торговых центров, где имеются огороженные площадки или договоренность с гаишниками. А единый для всех 13-процентный подоходный налог, самый низкий в Европе, — это «для себя», ведь если в стране провозглашено равенство нищих с миллионерами, то зачем же платить больше?

Но вот закон о контроле над расходами — это, что называется, ни себе, ни людям. Потому, что должен быть направлен против самих отцов-разработчиков. А потому здесь любая запятая может подвести под монастырь и мелкого столоначальника, и даже большого босса. Вот и идут споры: за какой промежуток времени брать доход чиновника, чтобы уложиться в стоимость только что купленной яхты: за три года или за десять? Рассказывают, что некоторые «экстремисты» даже предлагают проверять покупки, цена которых превышает доход за один-единственный год. Более умеренные разработчики настаивают на трехлетнем периоде — тем более что база налоговых деклараций накоплена именно за этот период.

Неясно, кому доверят проверку будущих деклараций о расходах. Опыт у нас в этом деле пока негативный. Например, по данным центра «Транспаренси Интернешнл — Россия», на недавних парламентских выборах 183 депутата Государственной думы пятого созыва, снова выставившие свои кандидатуры, указали разные сведения о доходах за 2010 год в декларациях, поданных ими в качестве депутатов и в качестве кандидатов в депутаты. У 16 депутатов разница в доходах по двум декларациям составила более миллиона рублей. Причем Центральная избирательная комиссия, куда «Транспаренси» сообщил об этой нестыковке, отфутболила запрос в Федеральную налоговую службу, а ФНС, наоборот, в ЦИК.

А ведь доходы чиновников исполнительной ветви власти сегодня вообще практически никто не проверяет. Но теперь речь идет еще и о контроле за расходами почти 2 млн человек, официально числящихся государственными служащими.

Известный юрист Михаил Барщевский утверждает, что контроль расходов всех российских чиновников в ближайшие годы ввести вообще не удастся — «ну просто страна большая, моментально не введешь». Предлагает для начала «ввести контроль над расходами начальников областных ГУВД, то есть на уровне субъектов Федерации, и их замов». Причем обещает, что «это сильно скажется на уровне коррупции сразу».

Впрочем, в готовящемся законопроекте круг лиц, попадающих под проверку, очень узок — это чиновники, назначаемые президентом и главой правительства, губернаторы, депутаты и сенаторы. Президиум Совета по противодействию коррупции предлагает также дать право министерствам включать в перечень своих чиновников, работающих на «коррупционно опасных направлениях». Тем временем срок готовности законопроекта приближается: в 20-х числах марта он должен быть вынесен на обсуждение упомянутого совета под руководством главы администрации Кремля Сергея Иванова.

Но вот что любопытно: в мире накоплен огромный опыт борьбы с коррупцией. Известны механизмы, которые давно и очень успешно используются в Сингапуре и США, в Германии и Финляндии, других странах. Казалось бы, бери готовую модель — и применяй! Если, конечно, не боишься результата.

Но Россия до сих пор даже не ратифицировала 20-ю статью Конвенции ООН о противодействии коррупции, которая требует «признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

А без этого мы по-прежнему будем ловить черную кошку в темной комнате, предварительно выключив там свет.