НИНА РУСЛАНОВА: СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ Я ВЫБРАЛА САМА...

Народная артистка Нина Русланова окончила театральное училище имени Щукина. Трижды отечественными академиками выдвигалась на "Нику" и дважды ее удостаивалась. Лауреат театральной премии "Чайка" - за лучшую женскую роль. Снималась в фильмах "Тени исчезают в полдень", "Мой друг Иван Лапшин", "Короткие встречи", "Собачье сердце", "Завтра была война", "Зимняя вишня"... Играет в театре имени Рубена Симонова, у нее взрослая дочь и беспородная кошка Феня...

- Нина Ивановна, вас впору величать Никой Ивановной...
- В свое время меня можно было назвать как угодно. Родителей я не знаю. Нашли меня в двухмесячном возрасте в конце войны и определили в детский дом. Там дали имя и отчество... А с фамилией вышла целая история. Пришла как-то в дом с проверкой инспекция. Познакомившись со мной, поинтересовались, как меня зовут. В то время я была еще без фамилии. Недолго думая, присвоили фамилию Русланова. При этом добавили: "Будешь актрисой, как она". Как видите, стала артисткой - что ни говори, а фамилия обязывает.
А вот день своего рождения я выбрала сама. В детском доме не особо церемонились, поэтому день именин подбирался сразу на весь большой коллектив, чтобы за один раз всех и поздравить. Не знаю почему, но меня в этот список занести забыли. В какой-то очередной раз мне так обидно стало, что я в прямом смысле слова объявила забастовку, наотрез отказавшись от работы на кухне. И всем нянечкам и воспитательницам сообщила, что больше ничего не буду делать до тех пор, пока мне не назначат день рождения. Надо сказать, требование удовлетворили быстро - сняли со стены отрывной календарь и предложили выбрать любой день. Вы ведь знаете эти календари - будни черным, воскресенья - красным. Я перелистала его почти уже весь, совсем мало листочков осталось, и тут мне попалась страничка с замечательной картинкой, естественно, красной. На ней дядька с ребенком, и в руках у них флажки и три воздушных шарика. Мне это так понравилось, что я ткнула пальцем в картинку: "Вот этот день хочу!" Выбор мой пал на 5 декабря - День сталинской Конституции... А вообще-то воспоминания о детдомовском житье у меня не самые веселые. Давайте о чем-нибудь другом.
- Тогда о студенческой поре. Вы сразу в театральный вуз поступили?
- Сразу, но с испытательным сроком. Дело в том, что я привезла с Украины ужасный акцент и никак не могла от него избавиться. Поначалу с трудом понимала, чего преподаватели от меня хотят. Скажи "г"... Ну я и произношу, только, оказывается, с придыханием, и в результате получается нечто среднее между "г" и "х". Короче, надо было срочно научиться правильно говорить. А в тот год набрали аж человек 40. Взяли нас потому, что как раз подоспело распоряжение сверху о подготовке кадров для провинциальных театров. Правда, к концу учебного года нас осталось меньше трети. Среди них Кайдановский, Филатов, Арлазоров, Качан, Дыховичный, Сайко...
- Чисто женский вопрос: самой себе на экране нравитесь?
- Когда я в первый раз увидела себя в фильме Киры Муратовой "Короткие встречи", мне стало дурно. Подумала: какая уродина, кто же это будет смотреть? Все не то! У меня была истерика жуткая. Состояние шока. Кира успокаивала: "Нина, это как раз то, что нужно, так и задумано было". Потом постепенно начала к себе привыкать. Появилась отстраненность. Мне, например, очень нравится моя роль в фильме "Познавая белый свет" той же Муратовой. Замечательная картина "Мой друг Иван Лапшин"...
- Знаю, что в вашей жизни была трудная пора, когда вы из театра Вахтангова ушли, в фильмах не снимались, даже хотели бросить актерскую профессию...
- Работа в фильме Игоря Масленникова "Зимняя вишня" вернула меня к жизни. Я с особым теплом вспоминаю сложившийся тогда творческий коллектив. По традиции в первый съемочный день разбивается тарелка на счастье. Меня же в первый день на съемке не было, и я, конечно, переживала: а вдруг это знак того, что у меня ничего путного не получится? Но работа с самого первого дня пошла как по маслу. И на удивление доброжелательно картину приняли зрители, так тепло, что пришлось снимать продолжение, а потом и еще одно. Самое сложное в актерской профессии оставаться самой собой, кого бы ни приходилось играть. Наверное, поэтому все героини мои такие же прямолинейные и бесхитростные, как я сама. Порой они резкие, но, как правило, порядочные.
- На улице вас узнают?
- Узнают, и не только на улице. Одна любопытная история связана со съемками фильма "Знак беды". По сценарию условия были жуткие - грязь, холод, дождь, если дождя не было, то нас основательно поливали пожарные. Ни о каком комфорте - ванне или душе даже мечтать не приходилось, мы жили в гостинице с "удобствами во дворе". После очередного съемочного дня, когда все хорошенько промерзли, Татьяна Логинова, оператор фильма, предлагает: "Нин, пойдем, что ли, в баню, она сегодня работает. Хоть там отогреемся, заодно и смоем с себя грязь". Таня в парилке забралась на самую верхнюю полку, а я устроилась на нижней. Греемся. Оттаиваем и тихо, умиротворенно беседуем. Тут слышу, что в парилку кто-то входит. Баня-то общественная. Я продолжаю говорить. Новая посетительница спрашивает: "Вы артистка Нина Русланова ?" Сама не знаю, как у меня вырвалось: "Да, - говорю, - она самая. Как же вы меня узнали? По ж... что ли?" - "Да нет, - отвечает, - по голосу..."
И еще одна история. Снялась я в многосерийном фильме "Тени исчезают в полдень". Его вся большая страна смотрела по телевидению. Там я играла красавицу с длинной косой. Жаль, что меня уже во второй серии убили, не дали развернуться. Так вот, однажды опаздываю в театр, ловлю такси. Шофер попался разговорчивый, лет сорока. А у меня, естественно, никакой косы - коротенькая стрижечка, шарфик... нормальная симпатичная девушка. Водитель вдруг спрашивает: "Вы видели фильм "Тени исчезают в полдень"? Там есть женщина, за такой бы, не задумываясь, на край света пошел". Я, конечно, встрепенулась, волосенки поправила и говорю: "Это что же за женщина такая, я всех, кто там снимался, знаю". Сама-то в душе надеюсь, что он меня все-таки узнает. Ну он и называет мою фамилию. Тут мне совсем хорошо стало. Я ему и говорю: это я и есть. Глянул он на меня, затормозил: "Ты на себя хоть в зеркало смотрела? Да ты ей в подметки не годишься! Да как ты можешь... А ну вылазь, вертихвостка! Не повезу я тебя дальше!" Я в панике: времени-то в обрез, опять машину ловить надо. "Извините, - говорю, - неудачно пошутила. Просто многие считают, что я на нее похожа, вот и захотелось погреться в лучах чужой славы". Он фыркнул, но из машины, слава Богу, не высадил. Всю дальнейшую дорогу ехали молча. Потом, уже у театра, когда расплатилась с ним и отошла на безопасное расстояние, крикнула: "Что хотите делайте, но это я, я ее играла", - и быстренько юркнула в подъезд, чтобы не догнал.
- Нина Ивановна, в скольких фильмах вы снялись?
- Сейчас даже не знаю. Раньше на каждого актера заводилась карточка, по которой можно было в любое время все узнать. Если ориентироваться по той карточке, я снялась в 70 картинах. А сейчас, право, не знаю... Меня сейчас как-то театр больше привлекает. Играю в театре имени Рубена Симонова, где главным режиссером Вячеслав Шалевич. С его приходом этот арбатский коллектив преобразился: прекрасный репертуар, очень приличный актерский состав. В основном занята в ролях классического репертуара.
- Вас почему-то не видно на престижных фестивалях, тусовках... Вы же очень популярный человек.
- А зачем на них ходить? Ради дармовой закуски и выпивки? Во-первых, все эти мероприятия посещают одни и те же люди. Они так и ходят по кругу - из ресторана в ресторан. Иной раз даже обидно, лучше бы эти деньги на фильм потратили. А вообще, честно говоря, я стесняюсь, когда на меня в упор смотрят - долго и пристально.
- О чем сегодня мечтает народная артистка Нина Русланова?
- О женихе для своей дочки, о новых ролях... Творческая работа стимулирует. Я всем желаю испытывать это счастье.