Дождались новогодних бонусов

В апреле, когда крупные компании наконец подводят итоги прошлого года, выдаются новогодние бонусы. В этом году доля награжденных за труды достигла 52%

Чуть больше половины менеджеров среднего и высшего звена получили бонус за 2010 год. В этом году счастливчиков больше на 4%, сообщают исследования, проведенные рекрутинговой компанией Antal Russia среди 3060 менеджеров международных и российских компаний.

Компании наконец-то подсчитали все расходы и доходы за прошлый год и теперь смогли заговорить о бонусах. «У многих компаний, особенно западных, финансовый год заканчивается в марте, — сообщила региональный директор кадрового агентства HPStrategic Екатерина Агафонова. — Соответственно, бонус выплачивается уже только после того, как подведены финансовые итоги деятельности компании за истекший год».

По данным исследования Antal Russia, размер бонуса 35% участников опроса не превышает 20% от годовой базовой заработной платы. И только 12% респондентов получили бонус в размере более 100% от зарплаты за год.

«Компании поменяли ментальность. Они перестали повально выплачивать бонусы, — рассказала генеральный директор Art-HR Елена Хомич. — Теперь большие бонусы платят только ключевым специалистам, от которых зависит развитие бизнеса. Остальным специалистам либо платят очень маленькие бонусы, либо не платят вообще».

По ее словам, платить большие бонусы всем сотрудникам компаниям, во-первых, невыгодно. Во-вторых, кризис научил людей быть профессионалами. Теперь необходима нацеленность на результат. Если достиг постав-ленной в начале года цели, то получил бонус, не достиг — не получил. «И это современная и правильная система работы», — добавляет Елена Хомич.

Самые большие бонусы платят сырьевые компании — металлургические, нефтяные. Они богаче.

Лучший бонус в 2008 году — рабочее место в 2009-м

Возобновление выплат бонусов и увеличение их размеров говорит о том, что компании постепенно выходят на докризисный уровень.

«В 2008–2009 годах во многих компаниях и даже отраслях речь шла не о годовых бонусах, а о выживании бизнеса, сокращении затрат, в первую очередь на персонал, — говорит генеральный директор кадрового агентства Kelly Services CIS Екатерина Горохова. — Применительно к этому периоду вряд ли вообще можно вести речь о бонусных выплатах и их размерах».

Впрочем, в некоторых сегментах — например, в фармацевтике, телекоме — бонусы выплачивались и тогда.

По мнению Екатерины Агафоновой, в кризисные годы бизнес был озабочен проблемой выживания — компаниям было намного важнее удержаться на рынке, чем сохранить мотивацию своего персонала. В конце 2008 года среди персонала появилось высказывание, что лучший бонус за 2008 год — рабочее место в 2009-м. «Компании были вынуждены не только сокращать или отменять бонусы, но и проводить сокращение расходов за счет оптимизации численности персонала», — добавляет Агафонова.

Сейчас ситуация стабилизируется. Практически все компании вернулись к активному развитию бизнеса. Бизнес-планы в 2010 году стали выполняться более активно, что привело к возобновлению выплат переменной составляющей доходов сотрудников.

Но говорить о полном выходе компаний из кризиса все же не стоит. «В данной ситуации целесообразнее говорить о том, что наметился экономический подъем. И компании, в свою очередь, уже получают от этого определенные результаты, — считает Екатерина Агафонова. — Соответственно, готовы выплачивать бонусы менеджерам и повышать таким образом мотивацию последних».

Люди все равно недовольны

Несмотря на то что компании снова готовы платить бонусы, размер которых постепенно растет, увеличивается количество менеджеров, недовольных их размерами.

Если бонусами за 2009 год были удовлетворены 70% менеджеров, то сейчас, по данным исследования рекрутинговой компании Antal Russia, их только 58%.

По мнению Елены Хомич, в прошлом году очень маленький процент компаний платил бонусы. Остальные вообще не платили. Сейчас у людей есть внутреннее ощущение, что рынок вышел из кризиса, а размер бонусов не соответствует этому ощущению.

В прошлом году люди были довольны своими бонусами, потому что мысленно все жили еще кризисными временами. Многие получили выплаты после долгого перерыва. К тому же появление бонуса показывало сотрудникам, что ситуация начинает налаживаться, придавало им уверенности, мотивировало на дальнейшие результаты, считает Екатерина Горохова. «По итогам же 2010 года вопрос состоял не в том, будет бонус или не будет, а в том, каким будет его размер. Вполне возможно, что ожидания части менеджеров были более оптимистичны, чем это оказалось по факту», — говорит Горохова.

«В этом году бонус — заслуженная премия. И вот здесь менеджер может уже сравнивать свой вклад в развитие бизнеса компании и ту компенсацию, которую он получает, в том числе и в виде бонуса. И ключевым критерием здесь уже выступает размер бонуса», — считает Екатерина Агафонова.

Цифры