Сегодня Россия простится с Янковским

Не стало Олега Янковского, и вдруг выяснилось, что эта смерть - удар почти по каждому из нас. Кажется, что вся страна вдруг шевельнулась, вздохнула, сказав: "Янковский умер. Жаль."

Его уход можно назвать величественным, хотя с чисто медицинской точки зрения все мы умираем одинаково. Поджелудочная железа Янковского мало чем отличается от любой другой, да и больничная койка - место не самое приятное для расставания с жизнью. Однако его уход отлично продемонстрировал значение слова "величие". В конце концов, великим человеком может считаться лишь тот, кто укоренен в максимальном количестве сердец. Янковский же был одним из тех актеров, которые могут считаться частью "коллективного бессознательного" нации. Просто он был герой, и это ясно каждому с самого детства.

Янковский был актером той породы, люди которой не слишком верят в шелуху слов. Взгляд этого человека обладал такой силой, что верилось: у этого актера за душой намного больше, чем способна вместить тетрадка с выученной ролью. Слова в сценарии могли врать, взгляд - никогда. Эпоха бурного многословия 70-х сменилась не менее болтливыми 80-ми и 90-ми годами, но от Янковского, как от заговоренного, по-прежнему отскакивало любое вранье.

Затасканные поминальные формулы, которые все мы употребляем по поводу каждой смерти, звучат сегодня в отношении Янковского так часто, что хочется сказать: "Пускай же все замолчат". В конце концов, Олег Янковский 30 лет назад столь блистательно срежиссировал собственные похороны в фильме Захарова "Тот самый Мюнхгаузен", что добавить к этому нечего. И невозможно избавиться от ощущения, что Янковский, забравшись наконец по веревочной лестнице в небо, сейчас с иронической улыбкой выслушивает все некрологи, все погребальные речи в свой адрес. Удачного полета на Луну, барон!

Голос памяти

Олег Табаков, актер:

- Не очень естественно говорить о людях, которые уходит из жизни, будучи значительно младше тебя самого. Горечь от этого усугубляется, потому что живешь дальше вроде как за себя и за того парня. Я довольно непосредственно знал Олега. Мы из одного города Саратова, его сын учился у меня на курсе. Олег был человеком редкой доброжелательности, удивительной требовательности к себе, уникальной способности сомневаться в собственных достижениях. Был ли он счастлив? Наверное. Секундами. Как и всякий очень талантливый человек. И если подытожить, то из всех ныне общеупотребимых эпитетов - знаменитый, выдающийся, великий и т.д. - я бы оставил за ним один: он был рыцарем театра.

Сергей Соловьев, режиссер:

- Еще вчера я был самым счастливым человеком на свете, а утром, когда узнал о смерти Олега Янковского, стал самым несчастным. 31 мая состоится грандиозная премьера нашего фильма "Анна Каренина" в Михайловском театре, и я очень надеялся, что Олег приедет на премьеру. Во многом благодаря упорству Олега мне удалось завершить работу над "Анной Карениной". Когда у нас происходили простои на съемках (из-за дефолта, потом других проблем), Олег звонил мне каждый день и задавал один и тот же строгий вопрос: "Ну ты собираешься снимать "Анну Каренину" или занимаешься всякой хреновиной?" А потом уже с мольбой в голосе просил: "Пожалуйста, давай сделаем "Анну Каренину", а всей ерундой будем заниматься потом".

Марк Захаров, режиссер:

- Меня поразило, как Янковский вел себя в последние месяцы своей жизни. Он уходил от нас героически. Всего за несколько дней до смерти я спросил его по телефону, как он себя чувствует, и он ответил, что все просто замечательно. Последний раз он вышел на ленкомовскую сцену в "Женитьбе" в роли Жевакина. Как хорошо, что нам удалось снять этот спектакль!.. Героическая борьба с болезнью, которую вел Олег, наложила трагический отпечаток на его роль, и это был незабываемый спектакль. А началось наше знакомство еще в 1973 году. Я пригласил Олега Ивановича в Театр имени Ленинского комсомола, увидев его всего в одной роли. Мне посоветовали сходить в Саратовский драматический театр на спектакль "Идиот", где Янковский играл князя Мышкина. Театр тогда был как раз на гастролях в Питере, и я написал на бумажке имя Янковского, чтобы не забыть. Посмотрел спектакль и сразу понял, что это незаурядный актер, хотя обычно по одной роли трудно судить. Вскоре он стал очень близким для меня человеком. Мы строили "Ленком" вместе с ним, он принимал самое деятельное, результативное участие. Олег всегда делал очень точные замечания. Потом мы стали с Янковским работать и в кино. До сих пор помню момент на ночных съемках "Того самого Мюнхгаузена", когда в глазах у Янковского засверкал огонек, и я понял, что не ошибся с выбором. Он многое мне дал как режиссеру, но мне хочется верить, что "Обыкновенное чудо" и "Тот самый Мюнхгаузен" тоже кое-что дали ему как актеру. Я верю, что Олег будет помогать "Ленкому" и после смерти.

Реплика

Олег Янковский: "Не все мои роли - шедевры"

Эту фразу Олега Янковского корреспондент "Труда" записала в ходе мимолетной беседы на прошлом ММКФ, ставшем последним в жизни замечательного актера.

- Это неправда, что все мои роли - шедевры. Я, к сожалению, и снимался в откровенно плохих картинах, и соглашался на проходные роли. Из всех работ в кино особенно выделяю фильм Романа Балаяна "Полеты во сне и наяву", но не потому, что за роль Сергея Макарова получил Государственную премию СССР в 1982-м, а потому, что этот персонаж мне очень близок и дорог. Я его даже не играл, а ощущал всем своим нутром. А уже в последнем фильме Балаяна "Райские птицы" тоже с темой полета - правда, Сергей Макаров только размышляет о том, что было бы неплохо уметь летать, а Николай Петрович обладает этим волшебным даром - я использовал свой богатый жизненный опыт и некоторые литературные знания. Ведь я прожил большой отрезок времени, много чего видел, кое-что успел прочитать. В Николае Петровиче есть что-то от Бродского, Некрасова, Максимова, Параджанова и моего родного отца. Хотя я не сразу согласился участвовать во втором "полете" Балаяна. Даже сказал ему, что дважды в одну реку не войдешь. Но ностальгия по прошлому одержала верх над жизненной мудростью. Опасная это вещь - ностальгия, скажу вам!..

Хронология

1944 Родился 23 февраля в городе Джезказган Казахской ССР

1951 Семья переехала в Саратов

1953 Умер отец, Ян Павлович Янковский

1961 Поступил в Саратовское театральное училище

1963 Женился на студентке Саратовского театрального училища Людмиле Зориной

1965 Стал актером Саратовского драмтеатра

1967 Владимир Басов пригласил Янковского на роль в фильме "Щит и меч"

1973 По совету Евгения Леонова Марк Захаров посмотрел спектакль Саратовского театра драмы "Идиот", где Янковский играл главную роль, и пригласил его перейти в Московский театр имени Ленинского комсомола

1978 Снялся в фильмах "Обыкновенное чудо", "Мой ласковый и нежный зверь"

1979 На экраны страны вышли ленты "Тот самый Мюнхгаузен", "Открытая книга" с участием Янковского

1982 Сыграл главную роль в фильме Андрея Тарковского "Ностальгия"

1984 Признан лучшим актером года по опросу журнала "Советский экран" за фильм "Влюблен по собственному желанию"

1987 Получил Государственную премию СССР за картину "Полеты во сне и наяву"

1991 Накануне распада Советского Союза получил звание народного артиста СССР

1996 Получил Государственную премию России за роли в театре "Ленком"

2000 Дебютировал как кинорежиссер в фильме "Приходи на меня посмотреть"

2009 Скончался 20 мая 2009 года от рака поджелудочной железы

Олег Янковский будет похоронен 22 мая на Новодевичьем кладбище. Гражданская панихида начнется в 11 утра в "Ленкоме", отпевание пройдет в храме Николая Чудо-творца в Хамовниках.