Что там Гамлет буркнул в марлю?

Возможно ли дистанционное обучение при подготовке будущих артистов?

Анекдот дня: «Почему соловей поет, а воробей только чирикает? Потому что воробей заканчивал консерваторию онлайн». О том, насколько дистанционное обучение уместно при подготовке будущих артистов, говорили на устроенной агентством МИА «Россия сегодня» онлайн-встрече «Театральные вузы России во время пандемии и режима самоизоляции».

Это математикам или, скажем, филологам легко общаться через гаджеты. А как в артистических профессиях, где многое держится на нюансах, передать актерские интонации или звучание скрипки? И как сдавать в таких условиях экзамены в творческие вузы?

Ректор Театрального института имени Щукина Евгений Князев считает, что приемные экзамены на ряде факультетов могут проходить только очно. И с этим согласны все актерские вузы Москвы, а также консерватория и Гнесинская академия. Отрадно, что к этому мнению, кажется, прислушались в Министерствах культуры и образования. Правда, окончательного ответа не дали, а пока, сказал Евгений Владимирович, его вуз готов хоть до конца лета откладывать дату финальных туров вступительных экзаменов.

Зато начальные этапы идут уже сейчас. Абитуриенты присылают свои «видеовизитки», которые приемная комиссия смотрит и решает, допустить ли претендента до следующего тура. Как заметил педагог «Щуки» Павел Любимцев, иногородним ребятам не надо приезжать в Москву на первичные испытания, так что число заявок ожидается большим, чем обычно — порядка 4,5 тысячи человек. Но для финального, очного испытания отберут не более сотни претендентов. Прослушивать их будут без масок и перчаток (ну как оценить убедительность юного Гамлета, если он свое «Быть или не быть» пробубнит в марлю?), а вот запускать в институт будут по графику, приглашая каждого абитуриента в аудиторию по одному.

Любимцев рассказал и о том, как учатся его студенты сейчас. Все лекции и практические занятия проходят онлайн. Первые курсы делают этюды на основе наблюдений за животными, записывают их на видео и отсылают преподавателям. Вторые курсы точно в таком же режиме занимаются монологами. А у третьекурсников пока идет так называемый застольный период репетиций.

Учебу в этом году студенты-театралы завершат досрочно. А возобновят — предположительно в начале августа, чтобы наверстать пропущенное весной.

Правда, педагог Московской консерватории пианистка Екатерина Мечетина считает, что это «слишком сурово по отношению к ребятам, которые и за учебный год устали, и карантин им толком отдохнуть не даст». Кстати, в этом вузе идут свои споры — например, как проводить госэкзамены. Для любого музыканта такое испытание — память на всю жизнь. «Никогда не забуду, как волновалась на каждом консерваторском экзамене, а уж на выпускном — подавно, при всем моем немаленьком к тому моменту концертном опыте, — признается Екатерина, которая начала сценическую карьеру в 10 лет. — Но пока существует установка на проведение госэкзамена в видеоформате. Иного просто не позволяет действующий режим самоизоляции».