Директора шинного завода отправили в космос

Во главе РКК «Энергия» поставили бывшего финансового директора московского шинного завода, позже руководителя ОКБ Сухого Игоря Озара

На этой неделе случилось знаковое назначение: и. о. генерального директора прославленного флагманского предприятия — Ракетно-космической корпорации «Энергия» — стал бывший финансовый руководитель московского шинного завода, позже директор ОКБ Сухого Игорь Озар. Он приходит на ключевую должность в российской космонавтике. «Энергия» — не просто флагман, но и уникальный центр, где рождаются пилотируемые и грузовые корабли, формируется задел на будущее.

Здесь спроектировали и построили легендарный «Восток», на котором Юрий Гагарин открыл эру пилотируемых полетов за пределы Земли. Здесь воплощаются в металл новые идеи. Отсюда должны исходить дерзкие, прорывные проекты ХХI века. Конечно, второго Сергея Павловича Королева сегодня найти трудно, но без высококлассного профессионала в директорском кресле, знающего космонавтику, видящего близкую и дальнюю перспективу, предприятие добиться успеха точно не сможет.

Но именно с руководящими кадрами нашему космическому флагману в последнее время не везет. В 2014-м президентом, а позже гендиректором «Энергии» стал банкир Владимир Солнцев. Представляя его, Дмитрий Рогозин, тогдашний вице-премьер, торжественно заявил: «Мы даем вам лучшего «эффективного менеджера» в ВПК». И что же? Через четыре года Солнцева отправили в отставку. Эти годы считаются потерянными для «Энергии». Продолжаются пробуксовки и во всей нашей космонавтике, которая сдает одну позицию за другой.

В январе прошлого года «Энергию» возглавил Николай Севастьянов, который был уже на этой должности более десятилетия назад. Он и начинал трудовой путь конструктором в «Энергии». Человек, хорошо знающий и предприятие, и ситуацию в отрасли в целом. Вторично возглавив РКК, Николай Николаевич без раскачки взялся за дело. Но через 15 месяцев о его отставке объявил Дмитрий Рогозин, который сам же приглашал Севастьянова на работу в корпорацию. Внятных объяснений такому кульбиту не последовало.

Двигать нашу космонавтику вперед теперь призван опять-таки финансист, бывший директор шинного завода 58-летний Игорь Озар. Снова ставка на «эффективного менеджера», весьма далекого от космонавтики. А Дмитрий Рогозин, возможно, забыв о казусе с банкиром Солнцевым, расхваливает Игоря Озара как талантливого и авторитетного организатора, под руководством которого были созданы лучшие в мире военные самолеты Су-35 и Су-57:

— Каждая отрасль имеет свою специфику, — говорит мне, не скрывая досады, один из опытнейших управленцев, долгое время занимавший пост заместителя руководителя РКК «Энергия». С ним мы знакомы не одно десятилетие. — Новый в отрасли человек не знает ни структуры, ни кадров «Энергии», ни возможностей смежников. Чтобы войти в курс дела, постичь тонкости, нужно много времени. Необходимо понимать, чувствовать технику. Технарь должен быть на этой должности! Конечно, у Озара будут консультанты, но гендиректору всегда принадлежит окончательное решение, и он должен сам разбираться в тонкостях. Может, Сергей Романов, замечательный специалист, давно работающий в «Энергии», станет генеральным конструктором и во многом возьмет на себя тяжелую ношу? Хотя вряд ли: Романов в свое время не понравился кому-то из большого начальства своей прямотой, принципиальностью. А у нас надо брать под козырек...

— А в целом ситуация скверная, — продолжает мой собеседник. — В эти дни разговаривал с десятком авторитетных работников в отрасли. Общее мнение: приходит конец и «Энергии», и нашей космонавтике. Невыносимо горько!

Негативную реакцию на новое назначение не скрывают многие работники РКК. Вот типичная реакция в интернете: «Нашей корпорации просто снесли голову. Для многих это шок. Николай Николаевич Севастьянов — принципиальный руководитель, обладающий полным набором компетенций для совмещения должностей гендиректора и генконструктора, это был наш человек».

Один из моих собеседников раздраженно заметил: в следующий раз пусть поставят во главе «Энергии» директора похоронного предприятия. В этом будет какая-то логика...

Перед Игорем Озаром поставлены сложные задачи. В том числе разработка концепции новой орбитальной станции. «А что он понимает в орбитальных станциях? — спрашивает бывший заместитель генерального. — Он их проектировал, создавал?»

А главное, непонятно, какой курс выбран для отечественной космонавтики. В последнее время появились слухи, что обсуждаются варианты радикального сокращения бюджетных ассигнований. Среди предложений — отодвинуть на неопределенное время намеченные планы по созданию лунной базы. Напомню: мы однажды уже отказались от Луны, когда американские астронавты полвека назад начали высаживаться на ее поверхность. Это была большая ошибка. На сей раз страна, открывшая человечеству дорогу в космос, может окончательно откатиться на обочину прогресса.

Это понимают сегодня многие специалисты. Но помалкивают. Недавно глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин вновь поднял тему российской орбитальной станции. Использование двухпусковых схем совместно с орбитальной станцией позволяет реализовать эффективную в финансовом отношении транспортную схему для полетов на Луну. Казалось бы, интересная идея, давно витающая в воздухе, надо бы ее досконально рассмотреть, просчитать. Может быть, это та самая палочка-выручалочка, которая поможет найти выход из нынешнего тупика?

За рубежом эта идея обсуждается, а у нас ищут панацею в бесконечной кадровой чехарде (отстранены от высоких должностей два десятка самых опытных руководителей), ни на метр не приближающей Россию к высоким целям.