ООН признала независимость Косово

Представители Косово заявили, что будут координировать свои дальнейшие шаги прежде всего США

Международный суд ООН признал законность решения властей Косово о провозглашении независимости от Сербии, произошедшее в 2008 году. До сего времени 69 стран признали независимость Косово. Сербия, Россия, КНР, Бельгия и целый ряд других государств высказываются против признания Косово.

Представители Косово заявили, что будут координировать свои дальнейшие шаги с зарубежными партнерами, прежде всего США. Премьер-министр Косово Хашим Тачи находится в данный момент с официальным визитом в Вашингтоне. В среду, 21 июля, у него состоялись переговоры с вице-президентом США Джозефом Байденом. Сербия и ее зарубежные партнеры готовятся к новым дипломатическим шагам на международной арене.

Ни одна норма международного права не могла запретить Косово провозгласить свою независимость 17 февраля 2008 года, постановил в четверг Международный суд ООН. Суд отметил, что в международном законодательстве отсутствует норма, которая могла бы запретить провозглашение независимости. Тем самым, международный суд ООН признал законность самопровозглашения независимости Косово от Сербии в 2008 году.

В обсуждении статуса края приняли участие представители 40 стран, однако главное решение вынесли всего 15 стран. В это число входят 9 стран, которые признали Косово: Япония, Сьерра-Леоне, Иордания, США, Германия, Франция, Новая Зеландия, Великобритания и Сомали. 6 судей представлены государствами, которые отказывались признать Косово: это Россия, Словакия, Китай, Мексика, Марокко и Бразилия.

Таким образом, решения в Международному суде принимаются 15 судьями большинством голосов. Заключение по Косово не носит обязательного характера, а только консультативный. Тем не менее, оно создает определенный международно-правовой прецедент.

Международный суд — главный судебный орган ООН. В компетенцию суда входит рассмотрение споров между государствами и вынесение консультативных заключений по любому юридическому вопросу по запросам Генеральной ассамблеи или СБ ООН.

Консультативное заключение составляется в ходе закрытых обсуждений и делится на три части: резюме хода обсуждений, аргументация суда и пункт постановляющей части. Заключение занимает примерно 30 страниц. К нему могут прилагаться заявления и отдельные или особые мнения. В отличие от решений суда, консультативные заключения не имеют обязательной силы. В то же время они могут повлечь за собой политические последствия.

Албанские власти Косово 17 февраля 2008 года в одностороннем порядке при поддержке США и ряда стран ЕС провозгласили независимость края от Сербии, которую к настоящему времени признали 69 из 192 стран-членов ООН. Сербия, а также Россия, Китай, Индия и ряд других влиятельных стран отказались признать Косово, считая, что косовские албанцы своим отделением грубо нарушили нормы международного права.

Край Косово находился под управлением администрации ООН и руководимыми НАТО международных сил КФОР с лета 1999 года в соответствии с резолюцией СБ ООН 1244. Резолюция СБ ООН 1244 подтверждает территориальная целостность Союзной Республики Югославия (ныне Сербия), а также предусматривает необходимость принятия решения об окончательном статусе Косово.

На оглашении заключения в официальной резиденции Международного суда — Дворце мира присутствуют представители более 40 государств. Решение об обращении за заключением в МС приняла по инициативе Сербии Генеральная Ассамблея ООН 8 октября 2008 года. Слушания по вопросу легитимности одностороннего провозглашения независимости Косово состоялись в Международном суде в декабре 2009 года.

Таким образом, косовские сепаратисты фактически получили карт-бланш на продолжение своей политики. Кроме того, признание независимости Косово, создало определенный прецедент, при котором такие автономные края, как Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, страна Басков, Северная Ирландия и довольно большое количество небольших народностей, проживающих на территории Европы, вполне могут рассчитывать и на признание своей независимости. Такой сценарий может повредить западным странам и создать дисбаланс национальных отношений внутри Европы.