Пусть другие глотают пыль

Мы давно привыкли к победам наших «КамАЗов». А как они достаются, рассказал «Труду» создатель золотой команды Семен Якубов

На гонке «Дакар-2007» случилась одна из самых жутких аварий в истории ралли. Чемпионская команда «КамАЗа» в туче пыли пошла на обгон джипа, и на скорости 120 км/ч грузовик налетел на придорожную груду камней. Машина перевернулась, от удара смяло каркас безопасности, кузов срезало, словно ножом. Из сплющенной кабины спасатели с трудом извлекли и передали санитарам пилота Чагина и механика Савостина. Штурман Якубов, несмотря на ушибы и перелом руки, от эвакуации наотрез отказался и остался на месте аварии — сторожить то, что осталось от автомобиля. Гонку они, конечно, уже продолжать не могли, но аборигены оставленный без присмотра грузовик разобрали бы на части за час. А машина экипажу дорогого стоила...

Тот случай многое объясняет в судьбе Семена Якубова и команды «КамАЗ-мастер», которую он создал. Положа руку на сердце наша страна не была центром мирового автомобилестроения даже в ту пору, когда советские космические корабли бороздили просторы Вселенной. А последние попытки создать то народный автомобиль, то правительственный кортеж дают разве что пищу для анекдотов. И в это же самое время экипажи грузовиков, собранных на автозаводе в Набережных Челнах, уже 14 (!) раз берут главные призы на самой изнурительной и самой престижной многодневной гонке.

Как они вообще могут раз за разом заставлять глотать пыль пилотов грузовиков ведущих мировых брендов — всех этих IVECO, MAN, Scania, Mercedes-Benz?

«Ралли — это состязание моторов и характеров, — отвечает Якубов. — Наши люди всегда были сильны командным духом. Ну и „КамАЗ“, как видите, может обогнать любого. Особенно если машину как следует к гонке подготовить...» Да, машины к главным соревнованиям экипажи готовят весь год. Усиливают подвеску и каркас, добавляют мощности двигателю, вносят конструктивные изменения в тормоза, ходовую и во множество других узлов и деталей. По сути, работает настоящее КБ, где инженеры, слесари и испытатели в одном лице. «В состав команды мы принимаем только тех, кто приходит с дипломом в кармане и гаечным ключом в руке», — улыбается Якубов. Впрочем, он не шутит.

Сам он сначала взялся за ключ. Подростком допоздна пропадал в гараже строительной фирмы отца, где слесари ремонтировали побитый жизнью и судьбой студебекер. После школы был Курганский машиностроительный институт, должность главного инженера автосборочного производства, начальника научно-технического центра КамАЗа. Там Якубов приобщился к заводской команде гонщиков на багги. Руководитель НТЦ не только технически помогал команде, но и сам участвовал в соревнованиях — и однажды на гонке в Подмосковье взял свой первый большой приз: новенькую «Ладу-2011» цвета кофе с молоком. По тем временам — мечта, а не машина!

И вот однажды гендиректор КамАЗа, оценив спортивные амбиции Якубова, предложил тому «совместить приятное с полезным» — создать команду и готовить грузовики специально для участия в больших гонках. Они колдовали над машинами два года, и дебют наших грузовиков на ралли «Дакар-1991» произвел фурор: второе и третье места. Казалось, до первого места всего шаг, но спустя год все камазовские грузовики из-за поломок не добрались до финиша. Конфуз...

Анализируя тот провал, Якубов решился на радикальное изменение тактики. Если их соперники боролись каждый за себя, то он постарался убедить пилотов КамАЗа, что важнее всего интересы команды. «Гонка длинная, у всех случаются поломки, — объясняет Якубов. — А два экипажа всегда с проблемой справятся быстрее. Да и по трассе проще идти след в след, сменяя и поддерживая друг за друга. Ну а кому стартовать первым на последнем этапе, пусть решает жребий».

Благодаря этой тактике в следующем ралли они с первого дня были в группе лидеров, а на последнем отрезке совершили рывок и обошли чешскую «Татру». Снова взяли второй и третий призы, пропустив вперед только экипаж итальянской «Перлини». Но уже было ясно, что команда на правильном пути и победы обязательно придут.

Так оно и случилось — впервые на «Дакаре-1996». А в новом столетии команда из Набережных Челнов побеждает почти в каждой гонке. Абсолютным рекордсменом среди пилотов стал Владимир Чагин, семь раз бравший «Золотого бедуина». Причем именно Якубов привлек Чагина в команду, приходил вместе с ним к победам в качестве штурмана, а затем передал ему и руководство командой.

Кстати, в чемпионских экипажах нет профессиональных гонщиков. Пилоты, штурманы, механики и обслуживающий персонал — практически все выходцы с КамАЗа, что называется, заводская косточка. Поначалу пробовали приглашать именитых спортсменов, но те на первых же этапах выводили машины из строя. «Ралли, — уверен Якубов, — это вам не гладкий асфальт, где надо только жать на газ. А кто лучше всех чувствует возможности машины? Да тот, кто перебрал ее собственными руками».

Скажем, тот же Владимир Чагин как механик замечательно разбирается в технике, но до появления в команде участия в соревнованиях не принимал. А на «Дакаре-2017» победил Эдуард Николаев, сын ведущего специалиста технического центра завода. Он уже после школы стучался в двери команды, но Якубов поставил условие: без диплома инженера не примем. Институт Эдуард окончил, и сегодня в его коллекции уже три «Золотых бедуина», завоеванных в качестве штурмана и пилота.

Супруга Якубова Ольга, дизайнер и разработчик атрибутики команды, рассказывает о давнем заманчивом предложении тогда почти что всесильного Бориса Березовского. Теневой кардинал предлагал мужу возглавить строительство трассы «Формулы-1» в ближнем Подмосковье. Обещал златые горы.

«Признаюсь, я тогда обрадовалась, — вспоминает Ольга. — Как-никак столица, перспективы, покровительство больших людей... А он сказал как отрезал: «Нельзя отрываться от земли. Я человек заводской трубы и отсюда никуда не уйду».

А не опасается ли создатель команды, что сменившая его за рулем молодежь может забронзоветь? «Ни в коем случае, — уверен Якубов. — Ребята понимают, что для их победы весь коллектив не покладая рук трудился целый год. И что им в затылок дышат такие же, как и они, жаждущие побед ребята».

А в это время

В ралли «Шелковый путь», стартовавшем в Москве и финиширующем в китайском Сиане (оттуда в Средние века начинался Восточный торговый путь в Европу), в гонке грузовиков после 10-го этапа лидирует экипаж пилота из Набережных Челнов Дмитрия Сотникова.