
Министр финансов США Джанет Йеллен, находясь с визитом в Южной Корее, назвала предлагаемое ею ограничение цены на экспорт российской нефти «самым мощным инструментом» для решения проблемы удорожания энергоносителей и призвала союзников и страны-партнеры присоединиться к этому шагу. При этом она пообещала «суровые последствия тем странам, которые нарушают международный порядок». Заодно наехала на «ненадежный Китай», который-де замышляет «использовать свое положение на рынке ключевых сырьевых материалов, технологий или продуктов для подрыва экономики Запада или применения нежелательных геополитических рычагов».
План коварный, но это палка о двух концах. Нестерпимый уровень инфляции вынуждает западные центробанки повышать процентные ставки, чтобы сдержать цены, а это, однако, неизбежно тормозит экономический рост. Резкое удорожание энергоносителей уже ударило по экономике США и других стран и в значительной степени повлияло на инфляцию, обновившую в июне 40-летний максимум. Предстоят выборы в Конгресс, и Байдену страшно не хочется выходить на них с галопирующей инфляцией и неподъемным ценником на заправках.
Европейскому Центробанку все тяжелее справляться в разобщенном Евросоюзе с социальным негативом от цунами потребительской инфляции и пугающих счетов за газ и электричество. Обойтись без российских нефти и газа оказалось невозможно, рынок зашкалило. А риски рецессии в ЕС выше, чем в США, которые распечатали нефтяную кубышку, зарабатывают на торговле оружием и упорно перекладывают давление на партнеров, играя с учетной ставкой.
Вот тут-то снова явился на свет дьявольский план по изъятию сверхдоходов России от торговли нефтью, но при сохранении объемов ее поставок на мировой рынок. Речь идет о ценовом картеле импортеров против нас. Только как его осуществить? Это так же непросто, считают эксперты, как понизить на 20 метров уровень Мирового океана вокруг отдельно взятой страны. Вода перетекает туда, где уровень ниже, как и нефть на рынке — туда, где спрос больше. В условиях дефицита энергии перед лицом затяжного кризиса даже самые лояльные США партнеры будут готовы покрывать спрос за счет извлекаемых ресурсов, а не упражнений с зеленой энергией ветряков и прибоев.
Доля России в глобальном балансе нефтедобычи незаменима. По данным МЭА, в 2023 году потребление нефти в мире превзойдет допандемийный уровень более чем на 2%. Повторить фокус, приведший к развалу СССР, сейчас не выйдет. Речь идет о выживании национальных экономик с риском социальных революций.
The Washington Post в статье «Глобальная кампания Джанет Йеллен» пишет, что продвигать идею об ограничении цен на российскую нефть она начала еще в апреле. В Японии ее торжественно приняли, но за закрытыми дверями выразили серьезную озабоченность последствиями таких попыток установить мировой потолок цен на нефть из РФ: ведь Москва может ограничить поставки природного газа в Японию, что больно ударит по экономике Страны восходящего солнца.
Post подчеркивает, что в этом противостоянии ставки слишком высоки. «Действия Джанет Йеллен могут иметь огромные последствия в военной сфере, в американской и мировой экономике. В этих условиях оторванная от жизни бывшая глава ФРС вряд ли может быть командиром в экономической войне Запада».
Тем не менее госдепартамент США бьется над сколачиванием широкой к-оалиции по картельному сговору с целью установления потолка для экспортной цены именно на российскую нефть. Дескать, цены для стран ОПЕК и других экспортеров «черного золота» будут устанавливаться рынком, а желающие закупать нефть в России должны сверяться с прайс-листом, составленным американским Минфином. Все просто: в условиях трудностей с доставкой, оплатой, страхованием танкеров и прямым запретом в Европе российские поставщики будут принуждены давать трейдерам половинные скидки от мировой цены ниже 70 долларов. В результате резко сократятся доходы Кремля от экспорта ключевого ресурса. Прямо как против СССР в 1970-е...
Во имя высокой цели президент Байден нервно слетал в Саудовскую Аравию, но выбил у принца Салмана только вялое обещание наращивать добычу до 13 млн баррелей в сутки с нынешних 12 млн по квоте ОПЕК. Маловато за такие хлопоты, так еще саудиты ввозят российские мазут и дизель, компенсируя Москве выпадающие доходы от перехвата нашей квоты на экспорт сырой нефти. ОАЭ, Венесуэла, Иран отказались участвовать в сговоре, доверяя Путину явно больше, чем Байдену. При непредсказуемости администрации США и большие импортеры нефти вряд ли откажутся от установившихся связей с российской нефтянкой. Пекин уже отказал. Индия заняла осторожную позицию, не желая ссориться с Джанет Йеллен, но рубить связи с Москвой при цене за 100 долларов за баррель себе дороже.
Оставался исторический покупатель русской нефти со времен Брежнева — Европа, построившая нынешнее благосостояние во многом на стабильном и дешевом снабжении по магистральным нефтепроводам из Сибири, но уже решившая ограничить импорт нефти на 90%. Financial Times считает, что ограничивать цены на российскую нефть — неудачная идея, так как это стимулирует спрос на углеводороды вместо того, чтобы его сдерживать. В Евросоюзе надеются, что скоро чудо-снижение потребления углеводородов за счет зеленых технологий собьет цены на импорт энергосырья из России. Но когда это случится, никто толком сказать не может, даже Грета Тунберг.
А главный кошмар стран ЕС состоит в том, что отказ в ближайшие три года от российских нефти, газа и угля задушит экономику Европы раньше, чем Москва исчерпает ресурсы. В Брюсселе и Вашингтоне знают и молчат, что возможен совсем другой исторический сценарий. По которому за период действия изъятий из санкций для экспорта зерна, удобрений и углеводородов Россия уйдет на новые рынки, диверсифицирует экономику, создаст свой эталон нефти, заключит новые союзы. Но не откажется от суверенитета, армии, роли в мире и не пойдет на поклон к Западу.