Восстание машин отменяется

Современные суперприборы, которыми массово оснащают россиян, просто не могут работать без участия человека

Пока ученые всего мира гадают, как дальше развивать искусственный интеллект, чтобы он брал на себя многие людские обязанности, с одной стороны, но без риска потерять над ним человеческий контроль, с другой, ряд наших компаний уже решили этот вопрос. Современные суперприборы, которыми массово оснащают россиян, просто не могут работать без участия человека. И в этом гарантия: «умные» машины не захватят над нами власть!

Несколько лет назад Мособлгаз практически в принудительном порядке установил мне в загородный дом новый счетчик «Итрон», работающий со смарт-картой. На нее записывается заранее внесенная на счет сумма, на которую счетчик имеет право пропустить ко мне газ. Когда деньги заканчиваются, газовый клапан перекрывается автоматически (хотя можно ненадолго включить так называемый резерв).

Честно говоря, этот момент — про «газ перекрывается» — тогда насторожил меня больше всего. Неприятно, знаете ли, однажды приехать зимой на дачу и из-за какого-то сбоя в мозгу прибора обнаружить ее замерзшей. Компьютеры — и те, бывает, зависают.

Однако мои робкие вопросы, нельзя ли обойтись по старинке и просто платить в конце месяца по показаниям, напоролись на пренебрежительное: «Да вы не понимаете своего счастья. Это же «умный» счетчик, новейшая модель! Или вы враг технического прогресса?»

Конечно, я не враг. А потому если раньше подходил к старому газовому счетчику раз в месяц, то теперь мое общение с наисовременнейшим выглядит так. Беру смарт-карту и иду вставлять ее в этот самый прибор. Он должен записать на нее текущие показания. Далее я еду в местное отделение Мособлгаза и вношу деньги на счет через установленный там банкомат. С картой и чеком обращаюсь к операционистке, которая вставляет мою карту в считывающее устройство, переписывает с чека в толстую тетрадь сумму внесенной предоплаты и с помощью компьютера заносит ее на карту. С ней я возвращаюсь домой, вставляю в счетчик, он ее считывает и соглашается-таки отпустить мне газ. Уффф... Зато гиподинамия мне не грозит.

Другой пример. С недавнего времени Мосэнергосбыт активно начал переводить потребителей на новые счетчики «Миртек». Мне его повесили на опору ЛЭП рядом с домом на высоте примерно 8 метров. Чтобы заглянуть в дисплей и снять показания, нужно иметь навыки промышленного альпиниста. Однако моя ирония мигом разбилась о снисходительное напоминание: «Зато теперь у вас «умный» счетчик с функцией дистанционной передачи показаний! Так что вам самому делать ничего не надо».

Правда, специалист все же выдал мне пульт: «Ну это так, для самоконтроля». Спустя некоторое время цифры в платежке за электроэнергию от месяца к месяцу перестали меняться. Дозвонившись до оператора, я выяснил, что по-прежнему был обязан сам передавать данные в офис компании. А раз этого не делал, то и счета мне начали выставлять «по среднему» тарифу. Теперь, чтобы соответствовать требованиям времени, мне нужно раз в месяц находить выданный ранее пульт (не забыть бы проверить в нем батарейки!), наводить на счетчик, записывать высветившиеся показания... А если возникли сомнения, то да, можно подняться к прибору и сравнить их с теми, что на дисплее.

Теперь вы понимаете, почему никакое восстание машин в России невозможно? Наши компании делают все, чтобы их «умные» приборы не давали человеку скучать, заодно повышая его роль в меняющемся мире. За что им честь и хвала! Но вот приобретением альпинистских навыков все-таки нужно озаботиться...