У нашего авторынка глаза с прищуром

Он вроде бы ускорил свое восстановление. Но к отечественному автомобилестроению эта динамика имеет весьма отдаленное отношение

Спикер Государственной думы Вячеслав Володин, как известно, призвал пересадить российских чиновников и депутатов на отечественные автомобили. Его оптимистическое заявление процитировали все СМИ, с трудом вылавливающие новости со знаком плюс в мутном потоке: «У нас есть «Москвич», у нас есть «Лада», у нас есть «Аурус». И будто в ответ на призыв спикера российский авторынок ускорил свое восстановление. За один только июнь было продано более 80 тысяч новых легковушек. Правда, к отечественному автомобилестроению эта динамика имеет весьма отдаленное отношение.

В транспортно-логистическом центре «Электроугли» под Москвой происходят разительные изменения. Если раньше здесь обрабатывали в основном контейнеры, то сейчас значительные площади одного из крупнейших грузовых терминалов страны занимают длинные ряды новеньких китайских легковушек — в основном паркетников. Большая часть автоимпорта из Поднебесной приходит в столичный регион именно по железной дороге и уже из Электроуглей на автовозах отправляется в другие регионы.

Происходящее в центре отражает трансформацию российского авторынка, который впервые за много месяцев начал приближаться к докризисным показателям. По данным аналитического агентства «Автостат», в июне 2023 года в России было продано 82 400 новых легковушек — в 2,5 раза больше прошлогоднего показателя. А с января по июль нашли покупателей 401 500 новых автомобилей.

При этом наш рынок изменился до неузнаваемости. В первом летнем месяце пальму первенства сохранил «АвтоВАЗ», однако его доля продолжает неуклонно снижаться. В начале весны она составляла треть, а сейчас нет уверенности, что тольяттинский автогигант сможет к концу лета оставить за собой хотя бы четверть рынка. А все потому, что китайские производители наращивают продажи стахановскими темпами.

В абсолютном зачете июня вслед за «АвтоВАЗом» плотной группой с результатами 10 тысяч, 8278, 6903, 3490 и 3354 автомобиля следуют Chery, Haval, Geely, Changan и Omoda. Суммарно только на эти пять китайских брендов уже приходится 40% всего российского рынка.

О серьезности намерений автопроизводителей из Поднебесной говорит и быстрое увеличение числа работающих с ними автосалонов. Сейчас в нашей стране их уже больше 1,5 тысячи — почти половина от общего числа российских дилерских центров.

А что же прошлые лидеры? Корейская Kia, которая полтора года назад была самой популярной иномаркой в России, с результатом 3100 проданных авто сегодня занимает 7-е место в абсолютном зачете. У Hyundai дела еще хуже — всего 2600 проданных легковушек за июнь и 9-е место. Дела у «корейцев» могли быть еще хуже, не продолжай они небольшими партиями поставлять российским дилерам свои машины. А 10-е место Toyota с результатом 2400 проданных легковушек — это целиком и полностью заслуга параллельного импорта, ведь японская марка объявила об уходе с российского рынка еще прошлой осенью.

Если же говорить о конкретных моделях, то самым популярным автомобилем в России в июне осталась Lada Granta (без малого 16 тысяч проданных авто). На 2-м месте оказался тульский Haval Jolion (4700 проданных машин), на 3-м — Chery Tiggo 7 PRO Max (4500), далее — Geely Coolray (3300) и Omoda C5 (3100). С ними готова поспорить Lada Vesta, замкнувшая топ-10 продаж месяца.

Средняя стоимость нового автомобиля в очередной раз выросла и составляет уже 2,6 млн рублей, что на 10% больше, чем прошлым летом. Разброс цен огромен: поставляемые в страну по каналам параллельного импорта премиальные «европейцы» стоят в среднем 8 млн рублей, тогда как продукция отечественного автопрома в среднем тянет на миллион, а между двумя полюсами расположились немногочисленные «корейцы» и многочисленные «китайцы».

После обзвона дилеров удалось выяснить, что «живые» Lada Granta стоят сейчас в Москве около 750 тысяч, Haval Jolion — 2,1 млн, Geely Coolray — 2,4 млн, а Chery Tiggo 7 PRO Max — 2,5 млн. Если обойдется без очередных катаклизмов, российский авторынок к концу года вполне может выйти на отметку в 1 млн проданных легковушек. Правда, этому могут помешать ослабление курса рубля и повышение утилизационного сбора на иномарки. Может, депутаты замолвят словечко?