ОФИС ДЛЯ СВОБОДНЫХ

Может ли фрилансер - человек с гибким графиком работы (от английского слова freelance, что дословно означает "быть свободным художником") - отказаться от свободы и вернуться в душный офис, в нелюбимый корпоративный "рай"? Оказалось, может и хочет. В Петербурге для таких людей уже готов "и стол, и дом". И не обязательно душный.

Проведя несколько недель с ноутбуком дома, питерский программист Алексей Найден заметил, как пагубно это время сказалось на результатах работы: в компании у него дела шли лучше. Обладая свободной творческой профессией, Алексей не был готов планировать свой рабочий день дома так, чтобы он был столь же продуктивным, как и в офисе. То ли расслабляюще действовала домашняя обстановка, то ли отвлекали домашние, а может быть, и то и другое разом.
- А ведь я не один такой, - решил программист и пошел по пути своих американских коллег, которые уже три года назад догадались совместить фриланс и офис, организовав так называемые коворкинг-центры (от английского co-working - "работать вместе"). Алексей арендовал помещение в офисном здании на Лиговском проспекте и предложил всем желающим воспользоваться услугами центра New Level. Здесь все под рукой - от стола-телефона-компьютера до кофе и бытовой техники в веселенькой столовой. Этакая офисная коммуналка на новый лад. Абсурдная, казалось бы, идея оказалась востребованной.
ЗАЧЕМ ХУДОЖНИКУ ОФИС
Месячная аренда рабочего места обойдется фрилансеру от 3500 до 10 000 рублей. Всего тарифов четыре. Самый простой предусматривает использование свободного места в порядке живой очереди. Самый дорогой - постоянное место с возможностью установки собственного или арендованного компьютера, а также 20 часов использования переговорной комнаты и индивидуальный шкафчик для хранения личных вещей.
Первым клиентом первого питерского коворкинг-центра стала жена Алексея Найдена, которая и помогала ему открывать это предприятие. Она руководитель компании из трех человек, которая занимается организацией конференций. Летом было много работы, и компания расширилась в несколько раз, было где разместиться. Прошел высокий сезон, и фирма вновь сократилась до оптимальных размеров. В коворкинг-центре она может платить только за то количество рабочих мест, которое нужно в данный момент.
Вливаются в непостоянный коллектив New Level продавцы чего угодно - от металла до косметики. Вот программисты работают постоянно. Может быть, поэтому их трудно обнаружить на месте? Но следы их пребывания - формулы на английском языке - остались на интерактивной доске. Все включено и предусмотрено.
Пользуются услугой коворкинг-центра не только фрилансеры, но и мелкие бизнесмены.
- Мне нравится тут, - с готовностью отзывается Валентина Божкова, генеральный директор рекламно-информационно-маркетинговой фирмы "Рим", которая в данный момент занимается организацией и продвижением "ненасильственных методов в поддержании здоровья". - У нас здесь одиннадцать рабочих мест, и я очень довольна этой новой услугой. Что я могла бы арендовать в бизнес-центре? Комнату? А здесь у меня есть возможность пользоваться конференц-залом, столовой, комнатой отдыха, скоростным интернетом, принтерами, факсами и другой офисной техникой. Мне не надо думать о том, кончился ли кофе, или заботиться о бумаге для принтеров. Здесь я занимаюсь только делом: придумываю и продвигаю свой бизнес.
ИЛИ БЕДНЫЕ, ИЛИ ЖАДНЫЕ
Звонили и интересовались открывшейся возможностью "сходить на работу" сотни людей, пришли единицы, а постоянно работать в июне начал только один человек. Пришлось срочно отказываться от лишних помещений, сокращать штат персонала. "Наши фрилансеры или бедные, или жадные", - резюмирует Алексей Найден свой первый опыт общения с этими людьми. Теперь здесь на 260 метрах расположено 45 рабочих мест, рассчитанных на 60 человек (арендаторы часто работают не полный рабочий день), а управляются со всеми делами по обслуживанию центра офис-менеджер, уборщица и сам Алексей. Документами занимается приходящий бухгалтер. Хотя за бумаги взялся и Найден.
- Я впервые занимаюсь бизнесом, поэтому мне все интересно. В том числе документооборот. Я задался вопросом: сколько в компании должно быть бумаг и каких? Ответа на него я не нашел, хотя перерыл кучу источников.
Вот что бывает, когда за дело берется человек системный - он сразу находит дыру даже в том, что считается альфой и омегой малого предпринимательства. Да что там малого - любого! Какие документы кроме уставных обязательны для ведения бизнеса? Вот, скажем, инструкция по пожарной безопасности - это по желанию или для всех? Загадка. Впрочем, бизнес со всеми его дырами, кажется, все больше затягивает Найдена. Как и тех, кто приходит сюда, в коворкинг-центр, хотя им за это денег не платят. Даже наоборот: программисты, дизайнеры, менеджеры, оптимизаторы, маркетологи, руководители мелких компаний и другие креативные и амбициозные люди платят за то, чтобы находиться здесь, пользоваться общей инфраструктурой или отдельным постоянным местом. Здесь их ждут конференц-залы и комнаты для переговоров. Для тех, кто не хочет таскать с собой бумаги или опасается за их секретность, приготовлены шкафчики с ключами. Хотя мы увидели и работающий компьютер, хозяин которого благополучно отсутствовал. А как узнать, какой стол занят, если работник отлучился? Таким местам положен кактус - офис-менеджер выдает работающим колючий кустик в горшке.
ТАК СЕБЕ БИЗНЕС
- Это неприбыльный бизнес, - считает Найден. Он уже убедился, что на "трудовой коммуне" не заработаешь. - Вложения составили около 2 миллионов рублей, а когда выйдем на окупаемость, доход составит от 50 до 150 тысяч. Ларек приносит больше. Но мне интересно этим заниматься.
Он уверен, что идея коворкинг-центра, где в одном зале могут встретиться клиент и заказчик, жизнеспособна. Менеджеры и руководители небольших компаний, узнавая о New Level, что находится в хорошо охраняемом здании недалеко от станции "Московские ворота", все чаще обнаруживают, что тут им работать удобнее, чем дома.
ЦИФРЫ
2 млн.
рублей вложили создатели в коворкинг-центр
45
рабочих мест находитсяв коворкинг-центре
60
фрилансеров в день может принимать коворкинг-центр
3
человека - обслуживающий персонал коворкинг-центра
Источник: собственныеданные