А у нас во дворе... Что изменилось?

Так называется незавершенный сериал, который снимал Сергей Пускепалис

Нынешняя телевизионная неделя проходит под знаком памяти Сергея Пускепалиса. Год назад актер погиб в ДТП, перегоняя бронемашину для бойцов СВО. Практически все федеральные каналы поставили в сетку фильмы и сериалы с его участием, специальные программы. Завершится марафон завтра на «Первом», где сначала покажут биографическую ленту «Когда меня не будет...», а потом проект «А у нас во дворе... Прерванный сезон». И тут есть о чем поговорить.

Oтрадно, что ТВ не поскупилось на дорогостоящий эфир и очень достойно вспомнило артиста. Обычно работает другая схема. Сразу после кончины знаменитости ей устраивают пафосные поминки у Малахова и прочих. А уже через пару недель в студиях начинается обсуждение размера наследства и претендентов на него, сопровождаемое грызней между родственниками, друзьями, непонятными личностями и их адвокатами. С Пускепалисом (тьфу-тьфу) обошлось. Из любопытства посмотрел, как раньше «подавали» годовщины других всенародных любимцев, прославивших наше искусство. Неожиданно оказалось — гораздо скромнее. Почему? Ответ дали «Вести недели», где Дмитрий Киселев посвятил Пускепалису большой сюжет. О творчестве, ролях там говорилось вскользь. Две трети времени посвятили гражданской позиции погибшего, его поездкам в Донбасс и тому самому злосчастному броневику. Закралась нехорошая мыслишка: а было бы родное ТВ по отношению к памяти Пускепалиса столь же щедрым, если б он не занимался общественной деятельностью патриотического характера, а просто играл хорошие роли в кино и на сцене?

Ну а теперь, собственно, о незавершенном сериале «А у нас во дворе...». Его первые два сезона запомнились зрителям не только душевным дуэтом героя Пускепалиса и Равшаны Курковой. И даже не картинками жизни милого сердцу тихого уголка столицы, спрятавшегося за Крутицким подворьем (именно тут разворачиваются основные события). А тем еще, что в нем подавляющее большинство действующих лиц — это мигранты из бывших советских республик Средней Азии.

Удивительно, но факт: явление, которое наши соотечественники с разной степенью ожесточения обсуждают уже более четверти века, практически не нашло отражения на экране. Мы тысячу раз видели кино про коррупционеров, продажную полицию, нечистоплотных политиков. Да что там — у нас на любого маньяка найдутся желающие запечатлеть его «подвиги» на камеру! А вот произведений о так называемых понаехавших — раз-два, и обчелся. Общественная дискуссия-то вертится вокруг одних и тех же постулатов. Нужны нам? Нет, не нужны. Ассимилируются, постепенно растворяются среди коренного населения — отнюдь: собираются в анклавы, мощные и несущие опасность. Да что там фильмы с сериалами — «Труд» не раз писал, что щекотливая тема игнорируется даже информационным вещанием федеральных каналов. Мы можем часами слушать про переворот в какой-нибудь банановой республике, о коей раньше и слыхом не слыхивали, но ничего не узнаем о массовых побоищах с участием «гостей».

Но совсем уж замалчивать острую тему важнейшее из искусств и его младший родственник не могли, и кое-что они все-таки родили. Правда, постарались подойти к вопросу максимально толерантно. Главное — доказать, что у преступности нет национальности. Что большинство мигрантов — честные, трудолюбивые люди. А выродки встречаются у всех народов.

Такой установкой руководствовались, в частности, создатели хорошего сериала «Салам Масква», вышедшего на «Первом» в 2016-2017 годах. Там пара полицейских из «национального» отдела ГУВД расследуют преступления, совершенные иностранцами, чтобы в результате прийти к указанному выводу.

«А у нас во дворе...» имеет долгую историю. Съемки первых четырех серий состоялись еще в 2012 году, но на экране проект появился только в том же 2017-м. И идею нес ту же. Пускепалис играет экс-полицейского Каленого, напарницей которого волей случая становится красавица узбечка Мавлюда. Она из Самарканда, приехала в Москву разыскивать сбежавшего мужа. Врач по профессии, смогла устроиться здесь только дворником. Мавлюда — прекрасный человек, и на протяжении 20 серий мы убеждаемся, что ее соотечественники в массе своей такие же. Ну и славно. Приятно посмотреть.

Неизвестно пока, что конкретно будет происходить в «неоконченном сезоне». Вероятно, то же самое. Ну а поскольку Мавлюда перевозит из Самарканда в квартиру Каленого троих своих сыновей, наверное, возникнут и какие-то забавные семейные недоразумения.

А вот относительно того, что изменилось «у нас во дворе» за 10 лет, кое-что можно сказать с уверенностью. Смуглые парни в оранжевых робах ЖКХ перестали быть улыбчивыми. Они теперь не здороваются со всеми подряд, не кидаются на помощь при первой необходимости, не спросив сначала, сколько за эту услугу заплатят. Раньше они вкалывали с утра до вечера, а теперь почему-то все чаще кучкуются, что-то обсуждая. Может, говорят про то, что курс доллара сделал их работу в России невыгодной?

С приподъездных скамеек куда-то исчезли бабушки-сплетницы. Мужиков, «соображавших» за гаражами на троих, теперь тоже почти невидно. По домам сидят, поди, Соловьева смотрят. На великолепно оборудованных столичными властями детских площадках почти не бывает детей. На спортивных — молодежи. Никто никого не знает, даже соседей по площадке. А если и общаются в домовых чатах, то чаще всего лаются из-за парковочных мест. Словом, понятие «московский дворик» перестало соответствовать своему первоначальному смыслу. А жаль. С такой фактурой добрый сериал с названием типа «А у нас во дворе...» уже не снимешь.