От Викниксора - к Бабе-яге

ЦИК решила научить школьников выбирать правильно

«Дорогие избиратели, я вас не обижу! Старшему отделению — горбушки, младшему — тоже по справедливости. Рыбий жир — на стол!». Эта яркая предвыборная речь кандидата в старосты по кухне, Цыгана из незабвенной «Республики ШКИД» (на фото справа), вспомнилась, когда читала методички к предстоящим 25 сентября выборам в... школах страны.

Школьные выборы приурочили к 30-летию Центральной избирательной комиссии. А что, креативненько: где же и отмечать этот юбилей, как не там, где собрано почти 18 млн потенциальных избирателей? Треть из которых, кстати, и слыхом не слыхивали про ЦИК и ее важную роль в выборах. Непорядок...

Речь, понятное дело, о младших школьниках: старшеклассники, да и подростки, по большей части с процессом выборов знакомы. Причем не только по учебникам. Сейчас уже мало кто помнит, но 30 лет назад, при содействии только что созданной тогда ЦИК России, была разработана обучающая программа «Школа российского парламентаризма». Задача — «изучение подростками основ избирательного права, норм и ценностей демократии, прав и свобод, которые она дает человеку». Курс — к слову, тоже внеурочный, как и нынешние «Разговоры о важном» (РОВ), в рамках которых пройдут выборы 25 сентября, запустили в 1994 году. Уже в 1998-м эта программа стала лауреатом конкурса «Педагогические инновации — 98», а в 2001 году заняла 2-е место на московском городском конкурсе программ дополнительного образования и была рекомендована для внедрения в регионах.

В «Школе» занимались в основном старшеклассники, но было немало и подростков: принимали всех желающих, кроме самых младших. Деловые игры, конкурсы, состязания в ораторском мастерстве, забавные театрализованные скетчи и миниатюры на политические темы — ребят было не прогнать домой! Знаю не понаслышке: дочь в 10-11-х классах тоже участвовала во всем этом.

«Вишенкой на торте» стали выборы в школьные органы самоуправления. Все как у взрослых: избирательные списки, предвыборные платформы кандидатов, дебаты. Тут уж, чтобы не ударить лицом в грязь, приходилось и Конституцию РФ читать, и законы «О выборах», «Об образовании». Пригодилось на будущее, кстати, — как и умение отстаивать свою точку зрения, спорить...

В «Республике ШКИД», если помните, Викниксор (так ребята прозвали директора своей школы-коммуны) пообещал, что будет приглашать старост на заседания педсовета полноправными членами. Нечто похожее поначалу было и в нашей школе. Избранные советы классов участвовали в решении жизненно важных вопросов: переходить ли на пятидневку, должны ли школьники дежурить в туалетах, вводить ли единую форму, когда устроить очередной «огонек», можно ли привести на вечеринку друзей? Где-то список полномочий учащихся был покороче, а где-то (и таких школ оказалось большинство, особенно в регионах) самоуправление и вовсе не прижилось: там его называли «самоволием».

Но даже то, что удалось, заметно повлияло на рост гражданской активности в 2010-е и позже. Правда, молодежь оказалась, по мнению власти, какая-то не вполне патриотичная, с западным или еще каким душком: и голосовала не так, как надо, да еще и норовила, чуть что, придираться к ЦИК — дескать, не так считают, а то и протестовать, митинговать. Прививка парламентаризма явно дала осложнения.

Пришлось начинать по новой — и, понятное дело, опять со школы. Хотите самоуправление? Пожалуйста, можно даже школьные выборы устроить в единый день голосования, как это теперь происходит в Вологодской области, а лидеров школ, новоизбранных «президентов», включать в состав муниципальных советов, как в Краснодаре, или поставить, как в нескольких районах Свердловской области, во главе детского самоуправления советников по воспитанию, чье появление в школах — еще одна новация этого учебного года. А вот и перечень полномочий ребят (выдержка из положения о школьном самоуправлении): «участвовать в планировании и проведении тематических круглых столов, конференций, семинаров, направленных на пропаганду здорового образа жизни, на развитие творческих, спортивных, духовно-патриотических способностей учащихся».

Остается порадоваться, что Викниксор (Виктор Николаевич Сорока-Росинский) не дожил до этого.

В общем, выборы, которые ученикам российских школ предложат провести 25 сентября, в принципе не уникальны (как и идеологическая составляющая этих РОВ — рассказ о ЦИК и российской избирательной системе как лучших в мире). Старшеклассники и подростки будут выбирать, какой объект школьной инфраструктуры построить: бассейн, библиотеку, спортплощадку, шахматный клуб. Допускаются и другие варианты. Уже, кстати, знаю несколько предложений от учеников московских школ, но не хочу их «палить», скажу лишь, что учителя очень удивятся.

Уверена, что и послушные младшеклассники, на которых ЦИК, похоже, делает основную ставку в плане подготовки «правильных» избирателей, совсем не так предсказуемы. Детишкам предложат пять кандидатов на пост президента сказочной страны, каждый со своими предвыборными обещаниями. Так, Карабас-Барабас посулит всем большую сцену и хорошую зарплату, Лиса Алиса — построить сказочный город с полями чудес и игровыми автоматами, Винни Пух — горшочек меда и воздушный шарик каждому избирателю, а Баба-яга — волшебство в каждый дом. Золушка же, единственный, по мнению организаторов, положительный персонаж, выступит за крепкий семейный очаг и призовет преобразить жизнь своим трудом.

Думаете, выберут ее? Я бы поставила на Бабу-ягу.