Технопарк

Как спасти птиц от ветряных двигателей?

Не забыли? 22 сентября отмечается Всемирный день без автомобиля. Во многих городах особо сознательные граждане оставят машины дома и отправятся по делам на общественном транспорте или пешком. Чудачество, робкая попытка сделать воздух в мегаполисах чище? Да, выхлопные газы от автомобилей отравляют атмосферу Земли. Но, как выяснили австралийские ученые, еще больший вред экологии наносят шины, загрязняющие воду. По мере износа они выделяют мельчайшие частицы резины, которые затем попадают в воду. По оценкам ученых, такой резиновой грязи набирается 6,6 млн тонн в год, а риски для здоровья от них в 4 раза больше, чем от выхлопных газов.

Безвоздушные шины от НАСА

Между прочим, электромобили не панацея при решении экологической проблемы. Они тяжелее обычных авто, а значит, шины у них изнашиваются быстрее и вред от частиц резины возрастает. Давно пора придумать нестираемые покрышки. Пока таких не изобрели, зато вот-вот появятся шины, которые не нужно накачивать воздухом. Вообще-то они разрабатывались в НАСА для передвижения по другим планетам. Роль амортизаторов в них выполняют пружины, сделанные из сплава никеля и титана. Износа таким не будет и на Земле. Уже следующим летом новые покрышки для велосипедов поступят в продажу. Изготовители обещают, что стоимость комплекта из двух колес не превысит 500 долларов. Всего-то...

P.S. Но вот незадача: оболочка пружинной шины изготовлена из материала на основе все той же резины, а значит, урона для экологии не избежать. Думать надо, думать!

Птичку жалко!

С грешной земли переместимся в небо — туда, где вертятся лопасти многочисленных ветряков, превращая энергию ветра в электрическую. Как оказалось, «ветряные мельницы» несут угрозу для сохранения пернатого населения планеты. Только в США ежегодно от удара лопастей гибнет около миллиона птиц. Если так дальше пойдет, то скоро все птичье поголовье придется заносить в Красную книгу. Норвежские ученые предложили внедрить системы, защищающие птиц от лопастей. В чем их суть? На каждую турбину устанавливается камера. Ориентируясь на полученную картинку, ротор в случае необходимости притормаживает, давая птице возможность проскочить мимо лопасти. Как уверяют разработчики, их система способна на 80% снизить количество смертельных исходов в небе.

P.S. Как это часто бывает, изобретатели умолчали о такой «мелочи», как стоимость системы, защищающей птиц. Может, дешевле будет вернуться к отоплению дровами?

Акванавты будут жить и работать на глубине 200 метров

Отправимся теперь в океанские глубины. Тем более на следующей неделе, 28 сентября, еще один праздник: Всемирный день моря. В качестве подарка можно рассматривать проект большой глубоководной станции, разработанный учеными и конструкторами британской компании Deep. Эксперты сравнивают ее с МКС, работающей в космосе. Станция будет состоять из модулей, которые можно пристраивать по мере необходимости. В них найдется место для комфортного размещения исследователей глубин и для лабораторий. Ввести станцию в эксплуатацию планируется уже через четыре года. Она начнет работать на глубине 200 метров, где обитают 90% всех живых организмов в океане.

P.S. Что нас ждет на далеких планетах, еще неизвестно, а тут совсем рядом, под боком человечества, целый подводный мир, так мало изученный!

Чуть помедленнее, люди, чуть помедленнее...

И в заключение опять про шины. Швейцарская гонщица Кейт Маггетти на днях установила невероятный мировой рекорд ускорения на электромобиле. Карт под ее управлением разогнался с места до скорости 100 км в час за 0,956 секунды. Успех обеспечила команда студентов из Цюриха и Люцерна, разработавшая супермашину, оснащенную четверкой электродвигателей общей мощностью 326 «лошадок». Впрочем, главный секрет не в мощности двигателей, а в вакуумных вентиляторах, обеспечивавших лучшее сцепление шин с дорожным покрытием.

P.S. Уже ясно, что даже серийные электромобили легко уходят со старта от обычных, с двигателями внутреннего сгорания. Но теперь придется ломать голову над ограничением скорости, иначе наши улицы рискуют превратиться в гоночные трассы.