Денег только на еду: в России выросло число семей, живущих на краю нищеты

При этом в Росстате считают тенденцию позитивной и говорят о снижении числа граждан, испытывающих сложности даже с покупкой продуктов 

Росстат подсчитал количество российских семей, финансовые возможности которых ограничены покупкой одного лишь продовольствия и одежды. Приобретение товаров длительного пользования, таких, как компьютеры, холодильники, стиральные машины – уже представляет для таких граждан проблему.

По данным статистической службы, в первом квартале текущего года на краю нищеты жили 49,2% семей. Во втором квартале их число возросло до 49,4%.

Специалисты также отметили, что обнищание россиян в этом году идет быстрее, чем в прошлом: разница между аналогичными периодами нынешнего и 2018 годов составила 0,6 процентного пункта. Как говорится, мелочь, а неприятно.

Пятьдесят оттенков бедности

Примечательно, что на прошлой неделе Росстат сообщал о резком скачке реальных доходов россиян. По данным ведомства, к концу сентября наши доходы выросли на 0,2% по сравнению с началом года, а среднедушевой доход (тот, что считается до вычета обязательных платежей и расходов) и вовсе подпрыгнул на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го.

Нынешнее исследование подтверждает позитивный тон предыдущей публикации. В нем сообщается, что в стране вырос процент семей, которым хватает денег на еду, одежду и товары длительного пользования, но которые при этом не могут себе позволить купить машину, квартиру, дом или дачу. Во втором квартале прошлого года к этой категории относились 30,6% семей, а во втором квартале нынешнего – уже 32,6%.

В ведомстве считают, что число бедняков и семей среднего достатка растет за счет сокращения доли россиян, живущих в откровенной нищете, – в частности за счет сокращения с 16,7% до 14,1% тех, кому хватает только на еду, но покупка одежды и оплата коммуналки уже представляет сложность, а также уменьшения с 1% до 0,7% числа тех, кто испытывает трудности даже с покупкой продуктов питания.

В самом тяжелом положении, как и следовало ожидать, находятся люди нетрудоспособного возраста, многодетные и неполные семьи. Среди семей пенсионеров 58,8% не могут позволить себе товары длительного пользования. Среди многодетных семей таковых – 56,1%, а среди неполных – 53,9%.

Как это понимать?

В ведомстве подчеркнули, что доля «российских семей, сообщивших, что их доходов хватает только на еду и одежду, увеличилась за счет сокращения доли самых малообеспеченных категорий домохозяйств». Однако это – весьма сомнительное достижение: ведь оно означает лишь перетекание одной формы бедности в другую.

Кроме того, рост фиксируется в отношении крайне низких показателей прошлого года. В июне 2018-го агентство Bloomberg зафиксировало вымирание среднего класса в России. Специалисты агентства проанализировали структуру банковских вкладов россиян и обратили внимание, что за первые три месяца число банковских счетов размером до 100 тысяч рублей сократилось на 10%, а количество вкладов на миллион рублей и более – примерно на столько же выросло. Аналитики пришли к выводу, что изменение структуры депозитов свидетельствует об утрате россиянами среднего достатка возможности делать накопления на черный день.

«Люди понимают, что копить деньги хорошо. Но у них для этого недостаточно ресурсов, деньги идут на потребление, которое слишком долго откладывалось», - говорилось в исследовании.

Показательно, что к таким же выводам пришли отечественные экономисты из РАНХиГС и Института Гайдара. Они сообщили, что к середине прошлого года россияне перестали накапливать средства и вновь начали активно брать кредиты.

Теперь же, по прошествии года, Росстат заговорил о снижении числа граждан, живущих за чертой нищеты, и увеличении доли тех, кто может позволить себе не только еду, но и одежду. Свидетельствует ли это об улучшении ситуации в стране?

Пожалуй, что нет. Падение реальных доходов населения устойчиво идет с 2014 года, и пока не произошло ничего, что свидетельствовало бы о смене тренда. Ни отечественная промышленность, ни сельское хозяйство, ни сфера услуг не продемонстрировали взрывного роста. А это значит, что граждане, в массе своей, так и не получили устойчивого и масштабного источника доходов.

Что же касается улучшений, которые фиксирует Росстат, то к ним стоит относиться как к статистическим флюктуациям. В лучшем случае – это приятная неожиданность, но не более. Драйвером такого роста могли стать повышение зарплат бюджетникам, или сокращение расходов населения на оплату ЖКХ (ведь летом за отопление никто не платит, даже жители приполярных районов). То есть, это факторы не то чтобы случайные, но не играющие определяющей роли в развитии экономики.