Русское искусство: еще не вечер

Лондонские торги русским искусством - неотъемлемая часть арт-бизнеса. Хотя рекордов от них ждать и не приходится

Скоро в Лондоне состоятся осенние торги русским искусством. Несмотря на страх и тревогу, охватившие Европу после атаки на Париж, в традиционном расписании аукционов — никаких изменений. Не потому, что жизнь коротка, искусство вечно. Просто здесь действуют законы большого бизнеса: шоу должно продолжаться.

Русские торги — неотъемлемая часть арт-бизнеса, хоть и несопоставимая по ценам с самыми капиталоемкими аукционами «Импрессионисты и искусство ХХ века», традиционно проходящими в Нью-Йорке. Это там за 23,3 млн долларов несколько лет назад была продана композиция Василия Кандинского «Белый звук», а позже почти за столько же — «Эскиз к импровизации № 8».

Трудно ждать рекордов от более скромных русских торгов в Лондоне, в этом году даже лишенных престижного вечернего статуса: они пройдут только днем.

По традиции «новорусских» времен внимание россиян приковано к «своим» торгам. И, как ни смешно, за «русским товаром» покупатели едут в Лондон, Вену, за океан. На родине цены пугают даже господ со средствами. Ведь арт-коллекции порой собирают не из любви к искусству, а ради надежного вложения капиталов. По наблюдениям Sotheby’s, среди россиян таких клиентов в последнее время стало больше на 15-20%.

На сей раз подскочившие вверх страховки не позволили дому Sotheby’s устроить громкую выставку в привычном месте Москвы — Историческом музее. Но в своем офисе легендарная фирма в эти дни показывает лучшее — лидеров авангарда: графику Наталии Гончаровой и ее мужа Михаила Ларионова. На торги 1 декабря в Лондоне с оценкой 942 тысячи фунтов стерлингов Sotheby’s выставит более 250 листов знаменитой художницы. В крупнейшей коллекции ее работ, когда-либо попадавшей на аукцион, эскизы декораций и костюмов для «Русских сезонов» Дягилева, проекты для домов моды, наброски к полотнам 1920-1940-х. Большинство работ прежде не выставлялось, и все они куплены у самой Гончаровой и Ларионова семьей Лефевр-Фуане — владельцами магазина с бульвара Монпарнас, более века снабжавшими парижан всем необходимым для живописца.

Однако на вопрос «Труда», будет ли это собрание доступно публике, директор отдела русского искусства Sotheby’s Джо Викери сочувственно пожимает плечами: музеям, в отличие от частных покупателей, трудно собрать за три недели крупную сумму денег...

Почти синхронно проведет серию русских торгов старейший аукционный дом Christie’s. Упомяну живопись из собрания Петра Капицы, уже частично проданного в 2012 году — тогда рекорд (более 4 млн фунтов) поставил «Извозчик» Бориса Кустодиева. Сейчас «от Капицы» пришли три холста Кустодиева, пейзажи Сарьяна и Василия Шухаева. В секции современного искусства интригуют Тимур Новиков с эстимейтом 10-15 тысяч фунтов, холст Ильи и Эмилии Кабаковых «Под снегом № 18» (180-250 тысяч). Среди топ-лотов — «Портрет великого князя Николая, впоследствии императора Николая I, верхом» (100-150 тысяч) кисти англичанина Джорджа Доу, автора портретов в Военной галерее Зимнего дворца.

Голос

Ирина Степанова, заместитель гендиректора «Sotheby’s Россия и СНГ»

— Если в 2014 году русский рынок, казалось, был готов свернуться под давлением политики и экономики, то в этом году на летних торгах в Лондоне были и покупатели, и миллионные суммы.

 

Интерес к топовым вещам, к авангарду только растет. В то же время и для рядовых покупателей, располагающих несколькими сотнями фунтов, есть свои шансы. Среди россиян это пока не очень принято, а в Европе и Америке практически любой может прийти на распродажу крупного собрания и приобрести там небольшие вещи высокого художественного достоинства. Например, есть работы той же Гончаровой всего за 1500 фунтов...