Российский кинематограф установил в уходящем году несколько рекордов
Привычным заунывным песням о том, что российская киноиндустрия находится в вечном ступоре, наши режиссеры снимать хорошие фильмы разучились, а зрители всему прочему предпочитают голливудские боевики, самое время стихнуть. Финансовые и творческие результаты последних лет вселяют уверенность в том, что движение нашего кинематографа вверх стало устойчивой и, если угодно, неотвратимой тенденцией.
В прошлом году, который, напомню, был объявлен Годом российского кино, отечественные картины установили рекорд как по кассовым сборам (8,6 млрд рублей), так и по количеству зрителей (более 35 млн человек). Эти цифры, сами по себе впечатляющие, в нынешнем году были с блеском перекрыты еще в середине октября. Это произошло благодаря успешному прокату таких высокобюджетных, зрелищных, хотя и очень разных по художественным достоинствам фильмов, как «Викинг», «Время первых», «Притяжение», «Салют- 7», «Большой», «Гоголь. Начало».
В ноябре подтянулись новые кассовые хиты: «Матильда», «Последний богатырь», «Легенда о Коловрате». Причем «Богатырь» установил абсолютный рекорд по кассовым сборам, заработав 1,7 млрд рублей и обойдя на крутом вираже предыдущих ре-кордсменов — фильмы «Викинг» и «Сталинград». А буквально вчера на экраны вышли любимые народом «Елки», уже шестые по счету. В канун же новогодних праздников стартует давно ожидаемая картина «Движение вверх» о сенсационной победе наших баскетболистов на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене — свое-образное продолжение ударной спортивной серии, начатой несколько лет назад нашумевшей «Легендой №17».
В итоге наше кино, по оценкам министра культуры Владимира Мединского, соберет в нынешнем году 12 млрд рублей и более 50 млн зрителей. Это лучшие результаты за последние четверть века. По ряду показателей Россия очень неплохо выглядит даже на фоне таких сильных европейских кинематографий, как французская, немецкая, британская, считает руководитель Фонда кино Антон Малышев.
Но, как говорится, не рублем единым... Главное, что в уходящем году наш кинематограф — при всех трудностях роста — был на редкость живым, разнообразным по темам, жанрам, стилям. В репертуаре кинотеатров (а их в стране уже около 5 тысяч) нашлось место космическим блокбастерам и костюмным историческим полотнам, военным драмам и биографическим лентам, авантюрным комедиям и экранизациям классики.
Навстречу зрителям сделал решительный шаг и авторский кинематограф. Камерные семейные драмы «Аритмия» Бориса Хлебникова и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева не могли, разумеется, тягаться по кассовым сборам с «Матильдой», в которую было вложено 25 млн долларов, но для фильмов своего сегмента показали в прокате блестящие результаты. А кроме того, они стали настоящими фестивальными хитами. Негласное творческое соперничество этих двух выдающихся картин (одна про любовь, другая про нелюбовь) и стало сквозным сюжетом сезона.
Сострадательная, сердечная «Аритмия» Бориса Хлебникова из жизни медиков завоевала не только симпатии зрителей, которые выходили из зала с заплаканными глазами, но и десятки призов на фестивалях, включая Гран-при на «Кинотавре». А замечательный актер Александр Яценко, на плечах которого держится фильм, стал подлинным триумфатором года, получив призы в Сочи, Екатеринбурге, Карловых Варах, Чикаго, Онфлере, Брисбене.
Холодноватая, стильная, выверенная в каждом кадре «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, рассказывающая о распаде внешне благополучной российской семьи, стартовала в Каннах, где в рейтинге международной критики шла первым номером весь фестиваль. Все ждали, что после 60-летнего перерыва (столько лет прошло после триумфа в Каннах фильма «Летят журавли») наше кино наконец-то осенит «Золотая пальмовая ветвь». Пока не сбылось — «Нелюбовь» была удостоена одного из «рядовых» призов жюри. Но после убедительных побед на фестивалях в Мюнхене и Лондоне, после двух значимых призов Европейской киноакадемии, после приза за режиссуру на «Азиатском Оскаре» фильм Андрея Звягинцева вошел на днях еще и в пятерку номинантов на «Золотой глобус». Кроме того, «Нелюбовь» является одним из основных претендентов на премию Американской киноакадемии, которую мы не получали со времен «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова. Это было, напомню, в 1994 году, пора бы возобновить традицию.
Что и говорить: Борис Хлебников и Андрей Звягинцев — признанные мастера нашего кино, опытные фестивальные бойцы, лидеры среднего поколения, которые неустанно, фильм за фильмом подтверждают свою творческую репутацию. Но уходящий год запомнится мне еще и большим числом по-настоящему ярких дебютов. Из более чем 100 картин, вышедших в прокат, четверть сняли новички. И в большинстве случаев это были не робкие пробы пера, а зрелые, состоявшиеся работы.
Это и «Теснота» Кантемира Балагова (приз ФИПРЕССИ в Каннах), и «Софичка» Киры Коваленко (Гран-при в ирландском Дублине), и «Как Витька Чеcнок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта (Гран-при в конкурсе восточноевропейского кино в Карловых Варах), и «Нашла коса на камень» Ани Крайс (Гран-при фестиваля дебютов «Движение»), и «Язычники» Леры Сурковой (призы критики на «Уралкинофесте», «Киношоке»), и еще ряд интересных лент, которые хочется оценивать без скидок на возраст или неопытность их авторов.
Неслучайно в моей десятке лучших фильмов года ровно половину занимают работы дебютантов. И это в конечном счете дарит надежду на то, что нынешний взлет российского кино — отнюдь не одноразовое событие.
Десять лучших фильмов 2017 года по версии кинообозревателя «Труда»
1. «Аритмия» Бориса Хлебникова.
2. «Нелюбовь» Андрея Звягинцева.
3. «Кроткая» Сергея Лозницы.
4. «Теснота» Кантемира Балагова.
5. «Время первых» Дмитрия Киселева.
6. «Язычники» Леры Сурковой.
7. «Анна Каренина. История Вронского» Карена Шахназарова.
8. «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта.
9. «Турецкое седло» Юсупа Разыкова.
10. «Нашла коса на камень» Ани Крайс.