Два месяца космической музыки

В Москве стартует Первый международный фестиваль Александра Скрябина

6 января в Концертном зале имени Чайковского прозвучат Первая симфония и Фортепианный концерт Александра Скрябина. Этим исполнением пианисты Борис Березовский и Екатерина Державина, вокальный ансамбль Intrada и солисты-певцы Олеся Петрова и Борис Рудак, а также специально созданный Фестивальный оркестр имени А. Н. Скрябина откроют Первый международный фестиваль, посвященный 150-летию со дня рождения великого русского композитора. Концерты смотра, организованного Росконцертом, продлятся два месяца и охватят, помимо филармонических, залы Московской консерватории, концертный комплекс «Зарядье», мемориальный музей Скрябина и даже Московский планетарий.

Фестиваль, включивший 22 концертные программы и множество специальных событий от мастер-классов до конференций, объединивший самые мощные артистические, научные и организаторские силы, поражает не только масштабом, но и тем, что ничего подобного с именем Скрябина у нас прежде не было связано. А ведь уже более ста лет самыми выдающимися деятелями культуры признан революционный вклад композитора в развитие не только музыки, но человечества вообще. «Если уж Скрябин входит в твою жизнь, ты от этого наваждения не избавишься никогда, – убежден художественный руководитель смотра Борис Березовский. - Когда слушаю позднего Скрябина, в воображении возникают космические взрывы, рождение новых галактик… И – безусловно, невесомость. Потому что традиционные ритмы притягивают нас к земле, а ритмика и интонационность Скрябина – это устремление в небо, в свет, в будущее».

К участию в фестивальных программах приглашены ведущие коллективы и солисты, среди которых Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Российский национальный оркестр, вокальный ансамбль Intrada, академический большой хор «Мастера хорового пения» радиостанции «Орфей»…

Особый проект – Фестивальный оркестр имени А. Н. Скрябина. «Я рад созданию оркестра, который носит имя гениального композитора-новатора, расслышавшего и разглядевшего (он ведь был и пионером светомузыки) будущее за полвека до первого полета в космос, – продолжает Березовский. – Понятно, что и сам такой коллектив должен быть необычным, пересматривающим академические традиции, с каким бы уважением мы к ним ни относились. К примеру, первый концерт оркестра, в программе которого прозвучит гениальная Первая симфония с финальным хором «Слава искусству!», пройдет без дирижера – такой вот эксперимент мы выносим на суд слушателя. Изюминка второго выступления – знакомство нашей публики с очень, но мой взгляд, талантливым молодым греческим дирижером Корнилиосом Михайлидисом».

Борис Березовский и придумал Скрябинский фестиваль, и сам участвует в его программах

 

Понятно, что главная задача фестиваля – как можно полнее представить творчество Скрябина, за свою короткую (43 года) жизнь написавшего удивительное количество прекрасных произведений. В афише – циклы фортепианных прелюдий, почти все сонаты, многочисленные пьесы, Концерт для фортепиано с оркестром, а также оркестровая прелюдия «Мечты», Первая симфония, «Поэма экстаза», «Поэма огня». Но устроители также хотели показать и контекст, в котором возникла скрябинская музыка – отсюда появление в фестивальных афишах имен Вагнера, Листа, Бетховена, Шопена, которых справедливо считают предтечами и вдохновителями русского композитора. Прозвучит также музыка Танеева – учителя и покровителя Скрябина; сочинения его современников и крупнейших авторов ХХ века – как зарубежных (Дебюсси, Форе, Гершвин, Мессиан), так и отечественных, многие из которых знали Скрябина и испытали влияние его творчества, оставаясь при этом на своих художественных позициях, как Рахманинов, Метнер, Прокофьев, Николай Черепнин, Мясковский, или даже заявляя себя его антагонистами, как Шостакович. Для ценителей редкостей – опусы Алексея Станчинского, Георгия Катуара, Всеволода Задерацкого, Леонида Сабанеева; а также произведения памяти Скрябина, вариации и импровизации на темы его сочинений. Например, публика получит уникальный шанс услышать «Поэму экстаза» в обработке Льва Конюса для двух фортепиано и трубы или оценить современный отклик на скрябинскую идею «Мистерии» – действо «Слово О» Андрея Щенникова, в прошлом актера, а ныне – настоятеля Храма священномученика Антипы на Колымажном дворе.

Из солистов программ назовем прежде всего пианистов, ведь бОльшая часть скрябинских названий связана именно с роялем. Это канадский пианист и композитор Марк-Андре Амлен, суперпопулярный у нашей публики француз Люка Дебарг, равно как, разумеется, и лучшие представители нескольких поколений отечественной фортепианной школы – Михаил Воскресенский, Владимир Овчинников, Борис Березовский, Александр Гиндин, Юрий Фаворин, Дмитрий Маслеев, Андрей Коробейников, Вадим Холоденко, Алексей Чернов, Варвара Мягкова… Выступят скрипачи Павел Милюков и Никита Борисоглебский, виолончелисты Александр Рудин и Борис Андрианов, трубач Кирилл Солдатов, певицы Олеся Петрова и Яна Иванилова; представители актерского цеха Чулпан Хаматова и Евгений Цыганов. Перечислить всех в рамках короткой заметки невозможно, ведь помимо признанных мастеров в программах нашлось место и для множества их молодых коллег – студентов консерваторий из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Новосибирска…

Завершится фестиваль 1 марта программой в Большом зале консерватории, которая соединит музыку Александра Скрябина с творчеством другого величайшего творца своего собственного музыкального космоса – Рихарда Вагнера.