Такая разная Победа

В понедельник в поселке Белые Столбы стартует фестиваль архивного кино

Уже в 19-й раз он проводится Госфильмофондом России — одним из крупнейших кинохранилищ мира. Его коллекция насчитывает более 60 тысяч лент. В этом году фестиваль «Белые Столбы», предназначенный, в первую очередь, для киноведов, кинокритиков, архивистов, других специалистов в области кино, открыт и для широкой публики. Почти вся обширная фестивальная программа, состоящая из редких, штучных лент, будет продублирована в фирменном кинотеатре Госфильмофонда «Иллюзион», вход в который в дни фестиваля для всех желающих будет бесплатным.

В течение недели организаторы «Белых Столбов» покажут 13 разнообразных кинопрограмм — выбирай на любой вкус. Одна из главных фестивальных рубрик — «Возвращение с победой». В ее рамках устроители киносмотра столкнули несколько фильмов, которые по-разному исследуют, трактуют понятие «подлинный конец войны». Тут и фильм сталинских времен «Три встречи» (1948) — один из образчиков эпохи малокартинья, поставленный объединенными усилиями Всеволода Пудовкина и Михаила Ромма. Тут и широко известная музыкальная комедия «В шесть часов вечера после войны» (1944) Ивана Пырьева, которую в Белых Столбах впервые покажут без купюр. Тут и фильм польского классика Ежи Кавалеровича «Настоящий конец большой войны » (1957), который отличается неканоническим подходом к данной теме.

Один из фестивальных дней почти целиком будет отдан народному артисту СССР, легендарному кинорежиссеру Марлену Хуциеву. К 90-летию мастера организаторы фестиваля покажут не самый известный, но, возможно, самый недооцененный фильм режиссера «Бесконечность», поставленный им в 1991 году, завоевавший один из главных призов Берлинского кинофестиваля и... канувший в черную воронку разрушенного советского кинопроката. Участники фестиваля увидят также черновой материал камерной по материалу, но масштабной по мысли картины «Невечерняя» о встречах Толстого и Чехова, работу над которой Марлен Мартынович завершает как раз в эти дни.

В рамках интереснейшей фестивальной рубрики «Кинопробы», которая пользуется неизменным успехом у зрителей, в Белых Столбах будут впервые показаны кинопробы к классической экранизации «Анны Карениной» Льва Толстого в постановке Александра Зархи. Оказывается, на роль Алексея Каренина в свое время претендовали Иннокентий Смоктуновский, Николай Черкасов, Евгений Естигнеев, Андрей Попов, которые, говоря сегодняшним слогом, участвовали в многомесячном кастинге, но режиссер в итоге предпочел Николая Гриценко. Сегодня этот выбор кажется безупречным, но ведь были и другие интересные варианты...

Особая радость для киногурманов — цикл «Искусственный человек», в рамках которого зрители смогут оценить все шесть серий немого фильма Отто Рипперта «Гомункулус» (1916), чрезвычайно популярного в Германии во время Первой мировой войны и оказавшего большое влияние на развитие немецкого кинематографа 1920-х годов, а также «Гибель сенсации» (1935) — первый советский фильм о роботах. Оба эти показа можно считать поистине сенсационными.

Не будет забыт на фестивале и Голливуд времен своего расцвета. Зрители смогут увидеть изящные комедии Эрнста Любича «Неприятности в раю» и «План жизни», а также классический вестерн «До последнего человека» — этим фильмом впервые прославился Виктор Флеминг, будущий режиссер всемирно известных «Унесенных ветром».