Умер Алексей Петренко

Это был актер из плеяды великих

Умер народный артист России Алексей Петренко. Выдающийся мастер. Творческая глыба. Одинокий утес в разноликом и разномастном актерском сообществе.

Как всякий настоящий талант, Алексей Васильевич был человеком сложным, подчас неуживчивым, любил свободу, менял театры. Родился на Украине. Начинал в Запорожье и Донецке. Смолоду в нем было сильно неукротимое мужское начало, чувствовался характер-кремень. С годами этот кремень частенько высекал искры. Петренко не страдал чрезмерной толерантностью, мог запросто взять за грудки обидчика, под горячую руку ему лучше было не попадаться.

Почти не давал интервью — не любил шумиху вокруг своей скромной, как он считал, персоны. Снимался редко — гораздо реже, чем имел на это право. Не всегда играл в силу своего уникального дарования. Но когда попадал к «своему» режиссеру, в «свой» театр (а он работал с Игорем Владимировым, Анатолием Эфрососом, Олегом Ефремовым, Анатолием Васильевым, Эймунтасом Някрошюсом), когда попадал в «свое» кино, — его роли врезались в память намертво — будь то бесноватый Распутин в «Агонии» Элема Климова, или контуженный изменой жены летчик в «Двадцати днях без войны» Алексея Германа, или Петр Первый, Иосиф Сталин, Лев Толстой, Богдан Хмельницкий, которых он играл в кино с неподражаемой силой, страстью и мощью. Или мужики, учителя, строители, купцы, банкиры, священники, воины, которые у него получались живыми, своеобычными, со своим говором, походкой, со своим характером и судьбой.

Одну из своих последних ролей Петренко сыграл в сериале со знаковым названием «Уходящая натура». Алексей Васильевич и был в нашем искусстве такой уходящей, почти уже ушедшей натурой. Актером и человеком, для которого работа в кино, на сцене, на эстрадных подмостках (в последние годы жизни он приохотился к пению, исполнял арии из опер, романсы, русские и украинские народные песни) была высоким служением, миссией, а не средством зарабатывания бабла.