ЕСЛИ ДЕЛО ТРУБА...

До революции все ярославские печные трубы чистились дважды в месяц. В самом городе обитало около пятидесяти трубочистов, под контролем которых на крышах иногда работали арестанты. Народ трубочистов любил. Считалось, что прикосновение к их одежде сулит счастье, а пуговица от испачканной сажей форменной куртки является талисманом удачи.

Прошло столетие. Труб, из которых зимой вьется дымок, в Ярославле заметно поубавилось. Но в частном секторе народ печки все же топит, да и за Волгой остались еще двухэтажные дома с дровяным обогревом. А где же трубочисты, неужели вымерли? Оказалось, что нет. Просто сама профессия в "чистом" виде себя уже не окупает. Поэтому теперь чисткой дымоходов занимаются по совместительству работники небольшого Ярославского печного центра.
- Вообще-то наша главная задача - складывать печи и камины, - говорит его директор Илья Поваренков. - Но поскольку трубочистов как таковых сейчас нет, и этой работой тоже приходится заниматься. Правда, традиционных печей осталось мало. Зато вовсю идет коттеджное строительство, и люди все чаще заказывают камины, трубы которых тоже надо чистить. А еще необходимо поддерживать порядок в вентиляционных системах многоэтажных домов, которые часто забиваются мусором.
Продемонстрировать мне, как работают современные трубочисты, согласился Юрий Охапкин. Одет он был, естественно, не в черный сюртук с фалдами, да и "котелка" на голове не было.
- В мегаполисах, где коллеги чистят трубы элитных коттеджей, они и экипированы лучше - щеголяют как минимум в комбинезонах за 6 - 8 тысяч, - не без зависти говорит Юрий. - У нас все проще. Главное, чтобы одежда не цеплялась за углы и по возможности легко отстирывалась. Обычно это хлопчатобумажная униформа военного образца. "Котелки", конечно, мы тоже не носим. Собственно, и у наших предшественников это были не столько головные уборы, сколько подсобные емкости, которые можно было наполнять сажей.
"Кажется, здесь" - Юрий сверил облупленную табличку на здании с "путевкой", полученной от начальства. Перед нами был старенький двухэтажный дом, который в зимнее время отапливался собственной котельной. Жильцы заметили, что внутри стало как-то слишком уж дымно, и после очередного холодного сезона решили пригласить трубочиста.
На крышу мы влезли по внешней, почти насквозь проржавевшей лестнице. Инвентарь трубочистов за минувшие века почти не изменился. Главный инструмент - это небольшой, весом в два с лишним кило, чугунный шар на тросе, к которому прикреплен ерш. Такой агрегат, именуемый в просторечии "тройкой", опускают в дымоход, затем поднимают, и так - много раз, пока внутри не останется сажи. Несмотря на простоту, наша промышленность "трубочистный" инструмент раньше почему-то не выпускала, и его передавали из поколения в поколение. Особо ценились "тройки", сделанные еще в царской Финляндии. Теперь производство нехитрого инвентаря все же налажено. Кроме него, при чистке дымоходов обычно используются "швабровка" - нечто вроде щетки на длинной ручке, молоток, зубило и фонарик. Из новейших усовершенствований можно назвать специальную видеокамеру-зонд, но это дорогая "игрушка", и ярославцам она пока не по карману.
На то, чтобы привести в порядок дымоход маленькой котельной, Юрию потребовалось минут двадцать. Заодно умелец проверил и вентиляционные шахты, через которые "дышал" дом. После этого "тройка", еще недавно чисто вымытая, приобрела совершенно антисанитарный вид.
- Скажите, а ценности какие-нибудь в трубах или самих печах находили? - спрашиваю трубочиста, лихо справляющегося с работой.
- Нет, кладов не припомню. Просто самих старых домов с дровяным отоплением осталось в Ярославле мало. А вот живность в печное нутро, бывает, падает. Например, кошки. Помню, одна пролетела весь дымоход двухэтажного дома насквозь и оказалась во внутренностях огромной старой печи. Пришлось разбирать ее стенку, чтобы спасти животное. Выскочила кошка оттуда вся черная, с дикими глазами. Мы потом шутили, что теперь печь чистить не нужно - кошка отлично поработала ершиком.
Всего в Ярославском печном центре ремеслу трубочиста обучены пять человек. Этого количества, как уверяет начальство, для городских нужд вполне достаточно. Впрочем, от учеников здесь все равно не отказываются. Хотя желающих возиться с сажей не так много. Ведь пока трубочист в Ярославле получает около 7 - 8 тысяч рублей. Не так уж это и много за романтичную, но все же довольно рискованную работу.