Никита Михалков: "Не говори: "Мотор!", если не уверен"

На мастер-класс с молодыми режиссерами и будущими актерами Никита Михалков пришел со своим талисманом - стулом, подаренным ему легендарным Джеком Николсоном. Однако в разгар кризиса в Союзе кинематографистов Михалков предпочитал говорить о творчестве, впрочем, призвав всех студентов стать свидетелями будущего съезда (см. "Труд" от 17 марта).

"Алексей Петренко накрывает своим бесстрашием"

Одно из самых ценных качеств актера - невидимость, незаметность в жизни. К "никаким" в быту актерам я отношу Алексея Петренко, Юрия Богатырева, Иннокентия Смоктуновского, Алексея Баталова. Миша Боярский - замечательный актер, но яркая фактура приговорила его к "шпорам". А вот один из самых любимых мною актеров, покойный Юра Богатырев, будучи неузнаваемым, безликим в обычной жизни, мог играть любые роли. Однажды Юра с большой обидой рассказывал мне, как ему пришлось во времена перестроечного дефицита стоять в очереди за туалетной бумагой и никто не пропустил его вперед, потому что он слился с массой. Но актеры-невидимки играют всем своим нутром, наполняя образ колоссальной энергетикой. Трудно представить себе более неуклюжего, тяжелого, большого, непластичного актера, чем Алексей Петренко. Казалось бы, как такой увалень, медведь вообще может быть артистом! Но стоит Алексею Васильевичу произнести первое слово - и зритель, сам того не осознавая, оказывается во власти его энергетики. Петренко-актер, как саван, накрывает своим бесстрашием, потому что в нем ощущаются вера, сила, правда.

"Нонна Мордюкова играла тогда, когда чувствовала сердцем"

Если актриса после сцены истерики в кино сама попадает в больницу, ей нужно перестать играть, иначе ее жизнь превратится в кошмар. Федор Шаляпин говорил: "Я не плачу, я оплакиваю своего героя". Заметьте, между "плакать" и "оплакивать" - большая разница. Но есть актеры, которые могут играть только то, что хорошо чувствуют, пропуская все через сердце. Такой была Нонна Викторовна Мордюкова. Если всем сердцем она не ощущала свою героиню, то начинала совершать одну ошибку за другой. В муках родилась сцена на вокзале в фильме "Родня", где героиня Мордюковой вслед мужу говорит всего два слова: "Эх ты!" Вот этот вздох женщины мы снимали раз двадцать, и все было мимо. В результате Нонна Викторовна сначала заплакала, а потом попросила вызвать ей "скорую помощь". Когда ей стало лучше, она и вовсе наотрез отказывалась сниматься. Не пойду, говорит, и все тут. А Мордюкова в гневе - это серьезно. У нее тогда глаз мутнел, и она ничего перед собой не видела. Я начинаю утешать Нонну Викторовну: снимать-то сцену нужно. Говорю ей: "Радость моя, успокойся, но скажи мне, мучителю: "Эх ты, сволочь такая!" Нонночка, милая, скажи, ведь я же сволочь, ты же знаешь!" А сам уже чувствую, что она близка к тому, чтобы произнести эти два слова "эх ты!" как надо, и даю знак операторам включить камеру. И тогда Мордюкова, уставившись на меня своими налитыми гневом глазами, в отчаянии говорит: "Эх ты, сволочь такая!" "Все, стоп, снято!" - с радостью сказал я. Но чтобы добиться заветного "попадания", надо очень хорошо чувствовать и актера, и ситуацию. Режиссер никогда не должен говорить: "Мотор!", если в чем-то сомневается, если не до конца уверен!

"В Олеге Меньшикове есть тайна"

Великий Ингмар Бергман говорил: "Я люблю импровизацию, если она хорошо подготовлена". Я с ним полностью согласен. Но как это - подготовиться к импровизации? Замечательный актер Олег Меньшиков терпеть не может репетировать роль и никогда этого не делает. Мы с ним обрисовываем общую канву роли, а дальше весь узор Олег плетет сам. На такую импровизацию способны только те актеры, которые обладают какой-то внутренней тайной. Эта тайна была у Юрия Богатырева, и свои тайны есть у Олега Меньшикова и Максима Суханова. Я определяю наличие тайны, когда ни сам не понимаю, ни зритель не понимает, ни партнеры не понимают, как актер играет, какую технику он при этом использует, откуда рождается его роль. При этом я всегда испытываю необъяснимое наслаждение, когда не знаю, что актер сейчас сделает. За много лет сотрудничества мы с Олегом чувствуем друг друга с полуслова, но при этом он для меня остается актером-сфинксом.

"Не люблю, когда актеры распыляют себя"

Много лет я избегаю съемок в Москве, потому что большой город отнимает много сил, не давая актерам возможности сконцентрироваться на роли. Они возвращаются домой к родным и близким, и начинаются все эти домашние разговоры, которые обволакивают своими мелочами. Поэтому я люблю уезжать из Москвы и делать так, чтобы вся съемочная группа жила вместе, не отлучаясь для решения своих проблем. Даже когда я снимаю в Москве, то при заключении контракта с актерами ставлю обязательное условие - чтобы они жили в гостинице, а не у себя дома. Актер, оторванный от домашних дел, полностью сосредотачивается на роли, а не распыляет себя по пустякам. В противном случае на следующий съемочный день актер теряет 30 процентов наработанного вчера на площадке, и это приходится восстанавливать. Исходя из этих соображений, я не работаю с актерами, которые участвуют в других проектах. Из-за того что Ингеборга Дапкунайте стала работать в проекте "Большой брат", мне пришлось искать другую актрису для фильма "Утомленные солнцем-2". Ничего не могу с собой поделать, но когда хороший актер Дмитрий Назаров играет в фильме "Штрафбат" батюшку, мне не дает покоя мысль о том, что он сидит на кухне и ведет программу "Кулинарный поединок". Актер должен делать выбор - что ему дороже: телевизионное шоу или новая роль.

Скандал

Михалков в роли миротворца


По инициативе Никиты Михалкова 30 и 31 марта в Гостином Дворе состоится чрезвычайный съезд Союза кинематографистов, судьба которого висит на волоске.

Несмотря на личные обиды, вызванные тем, что в декабре прошлого года на VII съезде СК работа Михалкова в качестве председателя подверглась резкой критике и эту должность занял Марлен Хуциев, Никита Сергеевич взял на себя миссию миротворца. С этой целью он пригласил на чрезвычайный съезд всех его членов, а также студентов. Однако Никита Сергеевич дал четко понять, что никто из группы "заговорщиков", включая Хуциева, не будет допущен к новому руководству союзом. Сам он подтвердил свое намерение покинуть этот пост, оставив после себя достойного преемника:

- Я никого не оскорблял на съезде, который решением суда признан нелегитимным, как это говорят сторонники Хуциева. Но равнодушно наблюдать за разрушительными последствиями устроенного саботажа я тоже не могу, - сказал Михалков.

Команда Хуциева, в которую входят Абдрашитов, Рязанов, Месхиев, а также Гильдия кинокритиков обжаловали решение Пресненского суда, а на призыв Михалкова прийти на чрезвычайный съезд, ответили отказом. В то же время Марлен Хуциев 25 марта приглашен на встречу с министром культуры Александром Авдеевым, посвященную Дню работника культуры, как народный артист, достигший 70-летнего возраста.