Самый северный субботник

Крупнейшие госкомпании во главе с «Роснефтью» проводят ударные субботники в Арктике

Вчера, 22 апреля, в день ленинского субботника, президент РФ Владимир Путин провел собрание Совета безопасности, посвященное освоению Арктики. В этом перспективном регионе с недавних пор проводят ударный субботник крупнейшие госкомпании во главе с «Роснефтью».

В России будет создан отдельный государственный орган для реализации политики в Арктике. «Нам нужен не громоздкий бюрократический орган, а гибкая, оперативно работающая структура, которая поможет лучше координировать деятельность министерств и ведомств, регионов, бизнеса», — сказал президент на Совете безопасности.

У России в Арктике два первостепенных интереса — углеводороды шельфов и расширение морских границ. Определить, какой из них важнее, невозможно, потому что интересы эти взаимосвязаны и вытекают друг из друга. Если не разрабатывать шельфовые месторождения, не создавать инфраструктуру, порты, научные станции, трубопроводы, специализированные НИИ, не налаживать навигацию, не проводить 3D-сейсмику, не изучать и защищать экологию, — одним словом, если не использовать уже сегодня находящиеся в границах РФ северные шельфы с их богатствами, то можно лишиться сильного аргумента перед комиссией ООН по морскому праву по вопросу расширения морских границ России на 200 морских миль вокруг подводных хребтов Ломоносова и Менделеева.

А ведь вместе с ними страна может прирасти дополнительными 1,2 млн кв. км Северного Ледовитого океана над этими хребтами. Попутно заметим, что Дания, например, активно проводит исследования, дабы попытаться аргументировать запрос на присоединение к ней все тех же хребтов. Цена вопроса, по оценке Минприроды РФ, как минимум 5 млрд тонн углеводородов, которые, по самым предварительным оценкам, залегают в подводных северных хребтах.

Однако Россия природные богатства уступать не собирается и в последнее время активно и планомерно осваивает свой Север. В качестве фундамента используются два документа: «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Главной темой вчерашнего заседания в Кремле как раз стала реализация государственной политики в Арктике в интересах национальной безопасности, о чем говорилось выше. Участники наметили комплекс мер по повышению эффективности выполнения ранее утвержденных президентом документов.

Надо сказать, что и сейчас освоение арктических шельфов идет полным ходом.

В регионе проводятся глубинные сейсмические исследования, наледная гравиметрия, аэрогеофизическая съемка, сейсмоакустирование и телефотопрофилирование, а также донный пробоотбор.

«Труд» писал недавно, что для изучения льдов и течений «Роснефть» 9 апреля отправила в Северный Ледовитый океан самую масштабную со времен СССР ледоисследовательскую экспедицию на ледоколе «Ямал».

На сегодняшний день, по оценкам экспертов, общие запасы топливно-энергетических ресурсов арктической части России превышают 1,6 трлн тонн, а континентальный шельф содержит около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире.

Разведано еще далеко не все. Как говорят эксперты, пока космос изучен лучше, чем Северный Ледовитый океан.

А еще скептики говорят о дороговизне добычи и, в результате, нерентабельности арктических углеводородов. Приводят расчеты, что дешевле разжижать битумы и вязкие нефти или даже делать синтетическую нефть из каменного угля. Но все эти доводы перевешивает железобетонный аргумент: геополитические интересы России в Арктике, неотделимые от углеводородных. Недаром богатства шельфов разрабатывают государственные компании — дело именно государственное. А предоставленные государством льготы позволяют говорить о рентабельности арктической добычи.

Еще один геополитический интерес России в Арктике — это Северный морской путь. Это самый короткий грузовой путь из Дальнего Востока до Мурманска, а также из Японии в Европу. Грузоперевозки по Северному морскому пути (СМП) в процессе расширения сроков навигации, по прогнозам Минрегиона, к 2020 году могут вырасти до 28,8 млн тонн с нынешних 4 млн. А в перспективе могут достигнуть 75 млн тонн в год. И успешность этого проекта снова в первую очередь будет зависеть от темпов добычи минеральных ресурсов.

Наконец, когда строишь что-то масштабное и дорогое, его необходимо охранять. Поэтому на Совете безопасности Владимир Путин еще раз подчеркнул необходимость развивать пограничную инфраструктуру в Арктике, которая как раз будет заниматься вопросом границ.

Изначально объем финансирования госпрограммы по налаживанию присутствия в Арктике оценивался примерно в 1,8 трлн рублей, из которых 623 млрд направляются из федерального бюджета. Деньги найдутся. Как и второе необходимое условие — политическая воля. Президент Владимир Путин лично контролирует успехи наших компаний в Арктике. А при соблюдении этих двух пунктов в России все получается.

«Самым тщательным образом нужно подумать, как мы будем реализовывать мероприятия госпрограммы «Социально-экономическое развитие арктической зоны России на период до 2020 года», подготовленной правительством, и обеспечивать ее необходимое ресурсное наполнение, достаточное для решения стоящих перед ней задач», — подчеркнул президент.

Ну что ж, цели ясны. Осталось работать, засучив рукава.

Наша справка

ОАО «НК «Роснефть» владеет 46 лицензиями на разведку и добычу нефти и газа на шельфах морей Российской Федерации и является крупнейшим недропользователем на российском шельфе — ресурсы в 318 млрд баррелей нефтяного эквивалента. В связи со сложными условиями работы в северных морях «Роснефть» намерена применять уникальные технологии и оборудование, что даст мощный импульс к развитию отечественной промышленности. Компания уже провела серию исследовательских экспедиций в районах лицензионных участков на шельфе арктических морей. Только в августе 2013 года было задействовано 13 судов различного класса, 3 воздушных судна, несколько беспилотных летательных аппаратов, подводные и надводные автономные станции, спутниковые системы наблюдения, спускаемые подводные аппараты. В исследованиях принимали участие ведущие российские и мировые научные и проектные организации.