Скрипка против ковида

VIII Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина финиширует 26 апреля, но его «эху» еще звучать в стране и мире

Можно начать официально: Восьмой Транссибирский арт-фестиваль, крупнейший праздник музыки (и не только ее) восточнее Урала (и западнее тоже)… А можно более лично: для меня это был первый вылет из Москвы за 14 месяцев. И не менее важный рубеж, чем, допустим, возобновление живых концертов в августе прошлого года. Знак того, что в жизни, несмотря на все горькие потери (не обошедшие и мою семью), есть место для радости, и в наших силах ее приумножить.

Инициатива всемирно знаменитого скрипача Вадима Репина, придумавшего и восьмой год подряд проводящего «Транссибирский», исключительна, учитывая ранг главного организатора и его коллег – ведущих отечественных и мировых звезд. Заметим, это – в удаленной от большинства музыкальных столиц мира Сибири, притом сам фестиваль охватывает гигантские пространства: Новосибирск и города региона, Красноярский край вплоть до Норильска, а вместе с тем Москву, Петербург, Самару… И даже Париж, Лондон, Токио, куда программы праздника вывозятся его участниками под грифом «Транссибирский». Кстати, все афиши известны за много месяцев и неукоснительно выполняются.

Ну а что же в пандемическом 2021-м? «В то время как я пишу эти строки, на планете существует мало мест, где проходят концерты. Большинство артистов почти год не могут выйти на сцену, вследствие чего многие из них, и особенно молодые музыканты, переживают трудные времена. И это сильная мотивация, чтобы продолжить наше дело». Такими словами Вадим Репин открывает буклет нынешнего праздника, в котором свыше двадцати программ. В том числе, как положено на серьезном фестивале, премьеры: российская – двойного скрипичного концерта «Шагающий в тени» британца Марка-Энтони Тёрниджа и мировая – оркестровой пьесы новосибирского композитора Елены Демидовой «Тобольские царевны». Впервые за много лет вылетели на гала-концерт в Красноярске звезды Большого балета…

Конечно, участники – в первую очередь россияне: Академический симфонический оркестр Новосибирской филармонии (худрук Томас Зандерлинг) , пианист Николай Луганский, баянист Фридрих Липс, квинтет Игоря Бутмана… Но также и молдавско-швейцарская скрипачка Александра Конунова, прославленный швейцарский дирижер Шарль Дютуа (в третий раз в Сибири!), американский пианист Николас Ангелич… Стоп, с Ангеличем как раз случилась неприятность – заболел и не приехал. Но фестиваль нашел выход: позвонили Денису Кожухину, буквально за полторы недели до того уже отыгравшему в Сибири три камерные программы – и «наш человек в Швейцарии», нижегородец по рождению, ученик Дмитрия Башкирова, более 20 лет живущий в Европе, без колебаний вновь совершил долгий путь на перекладных. В этот вечер в Новосибирской государственной филармонии имени Арнольда Каца и мне довелось насладиться эмоциональным наполнением прекрасной романтической программы, включившей скрипичную сонату Дебюсси, фортепианный квинтет Шумана и крайне редко у нас звучащий великолепный Концерт для скрипки, фортепиано и струнного квартета Шоссона. Качество – хоть пиши на «Мелодии», «Дойче граммофон» и каких еще угодно перфекционистских лейблах. Ни за что не скажешь, что то была по сути импровизация…

Шарль Дютуа и Вадим Репин в артистической дирижера. Фото автора

Кстати, Репин давно мечтал исполнить Шоссона, и тем, что эта его личная премьера не сорвалась, мы обязаны как музыкантам новосибирского Filarmonica-квартета, так и энтузиазму «русского швейцарца» Дениса. А на следующий день Кожухин точно так же «спас» едва не осиротевшую симфоническую программу, заменив Ангелича в труднейшем Пятом концерте Бетховена – и сыграл мощно, я бы сказал, даже со спортивным напором.

«Вы не представляете, какой разительный контраст между тем, про происходит в мире и в России – рассказал мне Денис. – Артисты Германии, Франции, Англии уже год не видят публику. У меня локдаун отнял по меньшей мере две личные премьеры: в Осло, где я должен был впервые в жизни записывать Концерт Скрябина, и в Рейкъявике, где администрация сперва разрешила исполнение Второго концерта Листа с 200 зрителями в зале на 2600 мест, а потом и это запретила».

Как же обходятся без подобных сюрпризов в команде Вадима Репина?

«Наш с исполнительным продюсером Олегом Белым девиз, а вернее правило неписанного устава фестиваля – чтобы артисту и публике хотелось на него возвращаться, – отвечает мне Вадим. – Конечно, важна поддержка администраций Новосибирской области и Красноярского края, помощь Минкультуры, Минтранса и МИДа, разработавших специальную схему приезда артистов. Но кто вам сказал, что обошлось без сюрпризов? Только они были радостными – все мы, например, любим наш Академический симфонический оркестр, но даже я не ожидал такого накала игры, как сегодня в Девятой симфонии Дворжака».

Тем более «накала игры» стоит ждать от уникального исполнительского состава – объединенных оркестров Новосибирской филармонии и Мариинского театра, которые 26 апреля под управлением Валерия Гергиева закроют главную, новосибирскую часть праздника. Но за ней, надеется Вадим Репин, последует «эхо», в частности – июньские симфонические и камерные программы в Токио.

 

Нельзя лишать людей радости, тем более в пандемию – это убеждение Репина я разделяю вполне. Ну а в том, что маски и перчатки – достаточно надежное средство защиты, убедился лично, почти год ходя на концерты и спектакли, ковид же (к счастью, прошедший в не тяжелой форме) схватив дома, где все это мы обычно не носим. Кстати, в Новосибирской филармонии за соблюдением гигиенических правил следят очень строго.