Дешевле не будет

Оценить ситуацию на рынке и спрогнозировать, что произойдет с ценами, мы попросили экспертов: директора по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Антона Гуськова, вице-президента по стратегическому развитию компании "Техносила" Леонида Тюкавкина и менеджера по связям с общественностью компании "Эльдорадо" Антона Пантелеева.

Эксперты отмечают, что рынок в 2009 году серьезно упал. Но виноват в этом не только кризис. "Происходит постепенное насыщение рынка. И такого прироста, как был, скажем, в конце 90-х - начале 2000-х, когда фиксировалось увеличение до 20% ежегодно, уже не будет", - отмечает Антон Гуськов.

Вообще, ретейлеры настроены весьма оптимистично. "Уязвимы в нынешней ситуации оказались товары верхнего ценового сегмента и класса люкс. А спрос на технику в нижнем и среднем ценовых сегментах сохраняется на уровне прошлого года. И мы ожидаем значительного оживления уже к концу лета", - заявляет Антон Пантелеев.

С ним согласен и Леонид Тюкавкин: "По нашим расчетам, серьезное оздоровление произойдет уже в третьем квартале. Такого же мнения придерживаются и наши поставщики, обладающие, несомненно, мощным аналитическим аппаратом".

Помогут ли банки?

Правда, произойдет ли это оздоровление при поддержке традиционных союзников ретейлеров - банков - большой вопрос. Дело в том, что процент кредитных покупок значительно снизился. И если раньше кредитный рынок был двигателем продаж (до кризиса 30-40% покупок совершалось при помощи банковских ссуд), то теперь его доля составляет, по разным оценкам, от 5% до 18%. А поскольку предсказать, какие перемены - даже в недалеком будущем - произойдут в банковском секторе экономики, не возьмется сегодня никто, то и особых надежд на увеличение количества выдаваемых одобрений и снижение кредитных ставок никто из крупных продавцов не питает.

Но положительная динамика есть. "Банки стараются разработать специальные акции и новые виды кредитов, способные заинтересовать покупателей, которые боятся брать кредиты, не будучи уверенными в завтрашнем дне. Мы также даем возможность покупателям ознакомиться со своей кредитной историей - эта услуга во многом помогает потребителю оценить свой статус как заемщика и улучшить взаимодействие банка и покупателя", - говорит Антон Пантелеев.

Пока же на рынке кредитов - относительное затишье. "С одной стороны, банки ужесточили требования к заемщикам, увеличены суммы первоначального взноса и повышены проценты, с другой - люди стали реже обращаться за кредитами", - комментирует ситуацию Леонид Тюкавкин.

Между прочим, на фоне кризиса банки стали обращать особое внимание на те пункты анкет, которые раньше фактически не учитывались. Например, сфера деятельности. У тех, кто работает в неблагополучных отраслях, шансов получить одобрение значительно меньше. Так, в первых строках черного списка кредиторов - сама банковская сфера.

Еще одна кризисная тенденция - снижение размеров выдаваемых сумм. Практика показывает, что запросы, превышающие отметку в 1000 евро, удовлетворяются все реже и реже.

Отвечая на вопрос, когда же лучше приобретать необходимую технику, эксперты проявляют единодушие и советуют не медлить.

"Да, у нас достаточно зрелый рынок, и резкого скачка цен можно не опасаться. Но к осени, предположу, произойдет повышение на 10-15%. Связано это с тем, что большая часть товара производится в зоне доллара и евро, а значит, велика вероятность увеличения себестоимости за счет курсовой разницы. Ликвидировать разницу за счет сокращения каких-то внутренних расходов вряд ли возможно. В настоящий момент все издержки уже сокращены до минимума. К тому же не надо забывать, что к концу осени произойдет обновление модельного ряда по различным категориям товаров, и на новые модели цены, скорее всего, окажутся несколько выше", - говорит Леонид Тюкавкин.

"Я не думаю, что цены будут падать. И производители, и торговые компании живут на этом рынке с оборота. То есть чем больше совершается покупок, тем больше выручка. Поэтому борьба за клиента идет очень жесткая. Все стараются предложить самые привлекательные цены. Что же до прогнозов, то осенью вполне вероятно подорожание. Во-первых, потому, что наступает "высокий сезон", во-вторых, из-за большой зависимости отрасли от импорта", - уверен Антон Гуськов.