Во вторник, 23 июня вступило в силу решение ЕС о продлении экономических санкций против России.
Данное решение Совет Евросоюза по иностранным делам принял накануне, в день начала Великой Отечественной войны (и комментируя этот факт, глава кремлевской администрации Сергей Иванов отметил, что такое совпадение в датах его совершенно не удивляет). Действие санкций должно продлиться шесть месяцев, до 31 января 2016 года. Как поясняется в документе, опубликованном Официальным журналом Евросоюза, шестимесячный срок определен, «чтобы позволить Совету оценить выполнение Минских соглашений».
Санкции включают в себя ограничения в финансировании крупных российских банков, запрет на продажу оружия, части гражданских товаров военного назначения и экспорт высокотехнологичного оборудования в энергетической сфере.
«Русофобское лобби»
Комментируя решение Совета ЕС, в руководстве российского МИДа заявили, что «глубоко разочарованы тем, что в ЕС снова возобладало мнение русофобского лобби, которое протащило решение о продлении незаконных рестрикций».
«При этом в Брюсселе намеренно замалчивают, что это гарантированно повлечет потерю сотнями тысяч, а по некоторым оценкам – и несколькими миллионами европейцев своих рабочих мест», — говорится в сообщении ведомства, текст которого цитируют «Известия».
По мнению представителей МИДа, чиновники Евросоюза «по инерции» продолжают возлагать на российскую сторону всю ответственность за выполнение минских соглашений. «Абсурдность такого подхода уже давно всем понятна, - отмечают в руководстве внешнеполитического ведомства. – Ключ к урегулированию внутриукраинского кризиса был и остается в руках Киева, который не спешит выполнять свои обязательства».
То, что продление санкций против РФ нанесет существенный ущерб и самому Евросоюзу, подтвердили и в Госдуме: так, первый вице-спикер парламента Иван Мельников высказал мнение, что канцлер ФРГ Ангела Меркель, поддержав решение о санкциях, «сделала важный шаг к своей пенсии».
«Решение вредное и для Европы, и для России. Но если российский народ терпеливо преодолевает эту затяжную атаку, то европейские народы скоро предъявят счет своим правительствам, - заявил Мельников. – Мы такие примеры уже видим. Меняются президенты, меняются рейтинги политических сил — там и тогда, где никто не ожидал», - добавил депутат.
Наш ответ Евросоюзу
Между тем уже стало известно о некоторых шагах, которые собирается предпринять Россия в ответ на экономическое давление Запада. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил своему заместителю Сергею Приходько подготовить постановление кабмина, которое установит категории продукции и определит объекты внешнеторговых сделок, на которые будут распространяться новые российские ограничительные меры.
По данным «Известий», новый санкционный список, формированием которого уже занялся Минсельхоз, будет гораздо шире предыдущего. Об этом ранее уже говорил помощник президента РФ Андрей Белоусов.
«В список ответных санкционных мер почти со стопроцентной вероятностью войдут рыбные консервы и сырные продукты из растительных жиров, - рассказал журналистам источник в правительстве. - Кроме того, рассматриваются еще несколько позиций».
Таким образом кабинет министров отреагировал на претензии, высказываемые представителями российской молочной отрасли, сетовавшими, что под видом «сырных продуктов с растительным жиром» в страну на деле осуществляется ввоз сыров европейского происхождения.
Что касается отношения к санкциям в Кремле, то пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, комментируя ситуацию, в очередной раз напомнил, что в основе санкционной «дуэли» лежит принцип взаимности.
«Мы не были и не являемся инициаторами санкционных мер, - подчернул Песков. - Коль наши партнеры идут на продолжение этой практики, которая ущемляет интересы не только участников экономической деятельности у нас в стране, но и в других странах, мы будем действовать исходя из принципов взаимности», - заявил он.
На днях Владимир Путин, выступая на полях Петербургского международного экономического форума, назвал цифры ущерба, который, по подсчетам Москвы, нанесли европейским производителям антироссийские санкции. Убыток, понесенный западными товаропроизводителями, сообщил российский лидер, вскоре обещает перевалить за 100 миллиардов долларов.