Завещание Анджея Вайды

На Московском кинофестивале покажут последний фильм великого польского режиссера

В афише Московского кинофестиваля особое место занимает фильм «Послеобразы». Это последняя законченная работа великого польского режиссера Анджея Вайды. Фильм-завещание, фильм-исповедь, фильм-предупреждение.

Вайда повествует о жизни и смерти польского художника-авангардиста Владислава Стржеминского (в фильме его играет выдающийся актер Богуслав Линда), который родился в Российской империи в семье кадрового военного. Закончив кадетский корпус, а затем Николаевское инженерное училище в Петербурге, Стржеминский принял участие в Первой мировой войне. В боях с немцами в 1915 году проявил образцы героизма, за что Высочайшим указом был награжден Георгиевским оружием. Год спустя во время тяжелых боев он лишился руки и ноги, были также повреждены оба его глаза, один из них так и не восстановился полностью…

Война сделала Стржеминского инвалидом – ноне уничтожила его гордый дух. Однорукий, одноногий, плохо видящий калека, непригодный к военной карьере, он обнаружил в себе талант художника. Ему посчастливилось быть учеником и сподвижником Татлина, Шагала, Малевича. Эмигрировав вместе с женой Катаржиной Кобро (впоследствии знаменитым скульптором) в Польшу, он стал одним из корифеев польского авангарда, выдающимся педагогом, которого обожали ученики.

Но то, что не смогли сделать Первая, а затем и Вторая мировая война, довершил воцарившийся в стране сталинский режим. «Безыдейное искусство» в социалистической Польше стало ненужным и даже вредным. Художника-инвалида изгнали из творческого союза, лишили продовольственных карточек, возможности рисовать и даже покупать краски. Стржеминский умер от голода и болезней, хотя он не был врагом системы, а просто хотел быть свободным человеком, хотел рисовать так, как он видит мир. А он видел его разноцветным, разнообразным и неизменно радостным. Но в условиях тоталитаризма уже и это было преступлением…

Погруженный, казалось бы, в прошлое, фильм Вайды звучит необычайно актуально. В том числе и в России. Инвективы польского министра культуры, который в фильме учит художника «правильному» мировоззрению, до боли напоминают иные речи, которые порой звучат в устах господина Мединского, да и думских коридорах – наша газета, к примеру, не раз писала о призывах госпожи Поклонской запретить еще не законченный фильм «Матильда». А погром, который устраивают в мастерской Стржеминского крепкие молодчики, вызывает в памяти недавние бесчинства православных патриотов в галереях и театрах…

Ходят разговоры, что фильм могут купить для нашего проката. Но зримых подтверждений этому нет. Как это ни покажется кому-то странным, но из 50 фильмов польского гения на нашем экране было только 8 картин. Так что удастся ли нашей публике увидеть последний фильм Вайды в широком прокате – еще вопрос. Поэтому стоит воспользоваться возможностью и посмотреть картину в рамках ММКФ. В пятницу «Послеобразы» можно увидеть в «Октябре», а в воскресенье – в кинозале Третьяковской галереи.