Главная Культура 16:14 23 Июня 2022 5297
«Очень «Ася» нам нравится»

Ипполитовцы возродили оперу своего патрона на тургеневский сюжет

Лика Ночнева
«Ася» Ипполитова-Иванова – более тургеневская девушка, чем даже у самого Тургенева. Фото Александра Иванова предоставлены авторами проекта

Классика потому и классика, что не даёт покоя следующим поколениям. Больше века назад в Москве появилась на свет опера «Ася», объединившая автора одноименной повести Тургенева, композитора Ипполитова-Иванова и художника первой постановки Врубеля. Недавно на сцене Большого зала Московской консерватории эти «лирические сцены» вернулись к зрителю в рамках празднования 100-летия Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова. Возродить шедевр задумал Валерий Ворона, генератор идей и ректор института.

– Как случилось, что оперу с такими интересными «выходными данными» не исполняли больше века?

– В русской музыкальной культуре много шедевров – наверное, просто руки не доходили, так что кому, как не нам, загореться этой идеей? К столетию нашего вуза мы собрали ворох идей, часть которых перечеркнула пандемия, но «Ася», видимо, вызывала у нашего титульного композитора такую большую нежность, что он сумел заразить ею нас всех. Во всяком случае, мне никто не отказал в участии, наоборот – все с радостью поддержали. Шедевр отечественного оперного искусства ставился под руководством выдающегося дирижера, народного артиста СССР Юрия Симонова, участвовали известные музыканты, солисты московских оперных театров, молодые таланты, студенты Московской консерватории имени П.И. Чайковского и, конечно, ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова. Все включились в работу! По сути, благодаря общественной инициативе получилась мировая премьера, наследующая традиции «народных проектов».

– Как это возможно по факту – на общественных началах сдвинуть такую махину?

– Это действительно невероятно сложный проект. Сначала мы его задумывали просто как дипломный спектакль для студентов. Всё логично – «ипполитовка» представляет оперу Ипполитова-Иванова. Но сама идея возвращения наследия настолько богата и содержательна, что жалко было мельчить. Вообще-то в Российском музее музыки находятся 10 000 наименований сочинений Ипполитова-Иванова – можете представить? В архиве 5 опер, 2 симфонии, множество оркестровых сюит, сочинения для хора, для голоса, куча романсов, камерно-инструментальная музыка – словом, целый клад. Неизведанный композитор, кроме того что этнограф, общественный деятель, реформатор и педагог.

– Но вы выбрали именно «Асю»?

– Он очень трепетно к ней относился. Сам дирижировал премьерой, эскизы к которой делал Врубель, да и приняли исполнение хорошо. А потом больше века забвения. Не было наследников, никто не интересовался… А теперь мы снова дали ей жизнь! По мере своих сил, конечно – это ведь огромная работа, а она у нас не единственная и даже не основная. Да, наша «Ася» не одинока. Мы работаем над созданием трехтомника романсов Ипполитова-Иванова, часть которых подарили Ларисе Гергиевой, сделали два концерта с молодыми артистами Мариинского театра. Удивительная у него лирика, нежная, теплая. В результате Лариса Абисаловна тоже заинтересовалась «Асей». И партитура того стоит.

– Все-таки поразительный феномен. Расскажите еще о личности Михаила Михайловича.

– Он был добрейший и скромнейший человек. Но притом слово его имело колоссальный вес, с ним очень считались. Начать с того, что в Московскую консерваторию его пригласил Чайковский; Ипполитов-Иванов преподавал гармонию, инструментовку, композицию, вёл оперный класс, а с 1906 по 1922 год руководил консерваторией. Он один из первых народных артистов и один из первых композиторов звукового кино, дирижер частной русской оперы Саввы Мамонтова и Оперы Зимина, а позже и Большого театра.

– Путь непубличного профессионала…

– Он много чего ещё сделал. Например, был одержим идеей привлечь массы к академической культуре, придумывал программы для детей, солдат и рабочих. Наше учебное заведение тоже создавалось для взрослых и детей, и это направление мы ценим. «Ася» не первый наш опыт возрождения и вывода к публике его произведений. Лет пять назад поставили «Женитьбу» вместе с ГИТИСом, показав её в Доме музыки. Тоже интересное сочинение: 1-й акт написал Мусоргский, искавший новый, приближенный к речи мелодизм. Ипполитов-Иванов обратил внимание на этот эксперимент и, оркестровав первый акт, дописал три остальных так точно и тонко, будто это сделал сам Мусоргский. Даже, может быть, более органично.

– А «Ася» органична по отношению к Тургеневу?

– Играть её трудно, хоть и слушается хорошо. Вообще вся эта история, как я говорю, выдержана в традициях народных проектов, где все основано на бескорыстном участии. Именно так у нас в 2019 году появился первый памятник Ипполитову-Иванову авторства известного скульптора, академика Российской академии художеств Айдына Зейналова – он стоит рядом с институтом, прижился, стал нам родным, будто давно тут был. Так же случилось и с этим проектом. Все откликнулись: маэстро Юрий Иванович Симонов, ректор Московской консерватории Александр Сергеевич Соколов, солисты ведущих театров… Маэстро Симонов бескорыстно писал аппликатуры, это настоящий подвиг и приношение Ипполитову-Иванову, институту его имени, нашему 100-летнему юбилею. Очень важная для всех нас общая альтруистическая история.

– Вылившаяся в значительное культурное событие.

– Да, в 1900 году оперу слушали не больше 900 человек, а сейчас, через несколько поколений, произошло ее настоящее рождение – по сути, мировая премьера с трансляцией в интернете и громадным количеством публики. Даже для стационарного театра это задача сложная, такие премьеры полсезона репетируют, а у нас нет дополнительного оркестра, только свой симфонический, не до конца укомплектованный – он ведь обслуживает учебные программы наших же дирижеров и вокалистов. Правда, Юрий Иванович столько в него вложил, что оркестр вышел на новый уровень.

Дирижер Юрий Симонов (второй справа) и автор идеи Валерий Ворона (справа) среди исполнителей оперы

– Не обидно, что показали «Асю» всего один раз?

– Когда выпускаешь детище в свет, надеешься, что его ждёт счастливая судьба. Сегодняшнее концертное возрождение – не худшая для «Аси» форма, и хоть она больше подходит для известных опер, пока у нас нет другого варианта. Но история получилась интересной и достойной продолжения. Мы планируем показать в сентябре вместе с ГИТИСом и сценическую версию с декорациями, с участием наших оркестров и хоров (сейчас нам помогает Государственный хор имени Свешникова). Пока всё делаем на своих ресурсах – средства привлечь не удалось, но будем подавать заявку на грант и надеемся повезти оперу по регионам. Очень «Ася» нам нравится. Есть в ней что-то по атмосфере от «Евгения Онегина» Чайковского, да и определял ее жанр Ипполитов-Иванов, по примеру Петра Ильича, как «лирические сцены». Принято считать, что композитор сделал Асю даже более тургеневской девушкой, чем она есть у самого Тургенева. Мы стараемся эту лирическую сторону подчеркнуть – ведь лирики в сегодняшней жизни так не хватает.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7510
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5375
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4624
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4217
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4194
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?