Федор Лавров: И в азиатском, и в европейском, и в американском кино фильмов про полицейских сейчас процентов 80...

Известный актер считает, что зрителю интересно смотреть на людей, наделенных властью и не лишенных собственных страстей

На цифровой платформе Wink стартовала премьера комедийного экшн-сериала с элементами черного юмора «Ухожу красиво» режиссера Михаила Полякова. Главный герой, оперуполномоченный подмосковного ОВД Борис Фаддеев, никогда раньше не проявлявший усердия на работе, неожиданно начинает браться за самые опасные дела, не раскрывая причину внезапной перемены никому... Откуда сейчас в отечественном кино такое засилье фильмов, посвященных будням сотрудников полиции? Мы поговорили об этом с исполнителем роли начальника главного героя Федором Лавровым.

— Чем проект «Ухожу красиво» отличается от других криминальных сериалов?

— Мне показалась трогательной и неоднозначной ситуация, в которой оказался главный герой в исполнении Володи Яглыча. Полицейский узнает, что скоро умрет, и ему надо решить, как прожить оставшиеся пару месяцев. И благо этот человек пока еще полон сил, он начинает действовать очень решительно, так что фильм не превращается в трагедию, наоборот, в нем много юмора. Для меня большое значение имело и то, что снимал сериал Михаил Поляков, лауреат премии «Золотой орел», с которым мы дружим и не раз уже вместе работали. Да и партнеры мне достались отличные.

— Вы часто играете сотрудников правоохранительных органов. Не опасаетесь, что образы могут выйти однотипными?

— Вообще-то в моей фильмографии достаточно персонажей, представляющих и другие профессии. И потом, полицейские тоже разные, со своими индивидуальными чертами — достоинствами, недостатками. Если подходить к ролям не шаблонно, то в каждой отдельной истории можно найти свою уникальность. В моем персонаже в картине «Ухожу красиво» мне понравилась с одной стороны, некая комедийность, с другой — трогательность, наблюдая за которыми нельзя не улыбнуться и по-хорошему не сопереживать этому герою.

— И все же: откуда у нас на ТВ сейчас такое засилье картин о полицейских — от комедий до триллеров и драм?

— Так этим не только наш, отечественный кинематограф «грешит»: и в азиатском, и в европейском, и в американском кино фильмов про полицейских сейчас, по-моему, процентов 80. Наверное, это потому, что интересно смотреть на людей, наделенных властью и притом не лишенных своих страстей. А еще эта профессия связана с острейшими моментами жизни: убийствами, мошенничеством... И, по крайней мере в представлении простых обывателей, полицейские в подобных случаях всегда находятся «на переднем крае», а также в некотором смысле берут на себя ответственность за все происходящее. Сквозь призму их жизни легче осмысливать ту реальность, которая сейчас нас окружает.

При всем юморе в фильме «Ухожу красиво» хватает и экшена

— Ваш герой полковник Михаил Сергеевич Бибиков авторитарен и не любит, чтобы с ним спорили. В вашем собственном характере такие черты есть?

— Нет, я всегда готов выслушать мнение, отличное от моего, прислушаться к толковым советам друзей или коллег. Другое дело — если уж я в чем-то абсолютно уверен, то склонить меня на противоположную сторону вряд ли удастся, я всегда отстою свою правду.

— А актерской славой вам не случалось злоупотреблять, допустим, при нарушении правил дорожного движения? Полицейские вас узнают, если останавливают, говорят теплые слова?

— Правила я соблюдаю, к тому же сейчас штрафуют преимущественно на основании фото с камеры, а на них водителя особо не разглядишь. Но среди полицейских друзья у меня есть, и от них мне приходилось слышать, что кто-то из моих героев похож на их коллег. Это, конечно, очень приятно. Хотя самый дорогой комплимент для меня — слова Александра Николаевича Сокурова, сказавшего по поводу моей роли в фильме «Отец и сын»: «Федя, спасибо, это была очень честная работа».

Сниматься у Михаила Полякова для Федора Лаврова и привычно, и радостно. Фото из личного альбома актера

— Главный герой «Ухожу красиво» — представитель милицейско-полицейской династии. По-вашему, профессиональные династии — хорошее явление?

— Прекрасно, если их представители трезво оценивают свои способности. Но порой люди полагаются на генетические корни больше, чем на профессиональные качества, или считают, что заслуживают благ и продвижения уже по одной только причине родства. Вот это, конечно, грустно. Я сам вырос в актерской семье, и поначалу мне в профессии было сложно, потому что все ассоциировали меня с отцом, Николаем Лавровым. Приходилось доказывать, что я и сам чего-то стою. Сейчас я горжусь, что не подвел фамилию. Переживаю, когда в театре очередная премьера у дочки Глаши. Она советуется со мной по творческим и жизненным вопросам. Если могу, что-то ей подсказываю.

— После перерыва в несколько лет вы вернулись на театральную сцену и сыграли заглавную роль в спектакле Сергея Газарова «Дядя Жорж» в Театре Сатиры. В нем режиссер соединил сразу две чеховские пьесы — «Лешего» и «Дядю Ваню». Вам такая необычная концепция оказалась близка?

— Инсценировка Сергея Ишхановича мне сразу понравилась, компиляция показалась удачной и тонкой. Для меня было важно, что в ней нет ненужных перенесений времени действия в день сегодняшний. При этом по динамике и ритму, мне кажется, спектакль получился очень современным.

— А как отнеслись актеры Театра Сатиры к человеку, который пришел к ним в коллектив сразу на главную роль?

— Очень хорошо. Вообще-то со многими коллегами по спектаклю я уже был знаком — с одними вместе снимался, с другими пересекался на фестивалях или в общих компаниях. А на сцену Театра Сатиры мне доводилось выходить еще несколько лет назад, когда мы привозили постановку питерского БДТ «На Золотом озере», я в ней играл с Алисой Бруновной Фрейндлих и Олегом Валериановичем Басилашвили. Вообще отношение к тебе в конечном счете зависит только от того, что ты из себя представляешь.

— Сейчас вы на сцене репетируете роль Жоржа Милославского. Неужели надеетесь переиграть самого Куравлева, чья работа в гайдаевском фильме «Иван Васильевич меняет профессию» всем так памятна?

— Мне кажется, «переиграть кого-то» — ложная задача для артиста. А правильная — найти что-то свое, неповторимое, благо прекрасный материал — сатирическая пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич» — предоставляет для этого массу возможностей. Фильм Леонида Гайдая замечателен, но понятно, что никому из нас, и прежде всего режиссеру Сергею Газарову, не хочется его повторять. Так что приходите осенью на премьеру, оцените, что у нас получилось.

— В последнее время вы смело внедрились не только в новый театр, но и в «народную комедию», появившись в пятом сезоне сериала «Ольга».

— Если бояться ввода в давно сложившиеся коллективы, надо сидеть дома на диване. А в «Ольге» мне предложили очень интересную роль человека, как бы сотканного из противоречий и незакрытых гештальтов. Он попадает в ситуацию, где должен попытаться справиться с собственными страстями. Над обстоятельствами его жизни было интересно размышлять.

— По каким причинам вы способны отказаться от роли?

— Единственный критерий: все жанры хороши, кроме скучного. Ну и бывает, я понимаю, что кто-то другой сделает роль лучше меня, тогда разумнее уступить, поберечь силы для иных проектов.

— То есть табу в профессии у вас нет?

— Пока не было ситуации, чтобы я отказался от роли по этическим соображениям. Хороший артист должен уметь делать все.

— В том числе и сыграть Кощея в фильме «По щучьему велению», который осенью выйдет в прокат?

— Мои младшие дети давно спрашивали, почему я не озвучиваю мультики и не играю в сказках. Я им обещал, что сделаю это, как только представится возможность. Поэтому, когда продюсер Сергей Михайлович Сельянов позвал меня в свой проект, который создавался в моем родном Петербурге, да с очень симпатичными мне коллегами, я счел это счастливым случаем. Кстати, моего Кощея мы с режиссером Александром Войтинским старались сделать в отрыве от всех стереотипов, сложившихся в отечественном кино. Не знаю, насколько нам это удалось. Хотя мне и очень симпатичен Кощей в исполнении Георгия Милляра, переигравшего в советских картинах всю хтонь.

— А какой фильм-сказку вы особенно любили в детстве?

— Что-то одно выделить не могу, все картины были на очень хорошем уровне. Но мне больше нравился приключенческий жанр — «Неуловимые мстители», «Бронзовая птица», «Макар-следопыт». Мы с ребятами с удовольствием смотрели эти картины на каникулах, ходили на них в кинотеатры по несколько раз. А сейчас с моими детьми мы в кино выбираемся редко, в основном смотрим дома — мультфильмы, фантастику. «Звездные войны» я и сам с удовольствием пересматриваю.

— С недавнего времени в нашей стране провозгласили курс на возрождение детского кино...

— Дай бог, чтобы так произошло, но пока это возрождение не особенно ощущается. Хотя кое-какие детские фильмы появляются, что уже неплохо. Например, мне нравится тема богатырей в современном кино — такие фильмы хороши для семейного просмотра.

— Как планируете провести отпуск этим летом?

— Не знаю, удастся ли выкроить его. Очень надеюсь по крайней мере две недели провести с детьми. Куда мы поедем, пока не знаю. Вообще очень люблю бывать у себя на даче под Питером, в местах, где прошло мое детство. Там и речка есть, и лес...

Трудно придумать что-либо лучше отдыха на природе

— О каких еще ролях вы бы мечтали?

— Каких-то конкретных персонажей для себя я не загадываю. Главное, чтобы в проектах, которые мне предлагали, был смысл и возможность показать жизнь человеческого духа. Все остальное не так важно.