Увидеть «Титаник» и утонуть

Для пяти туристов их экспедиция к останкам легендарного «Титаника», похоже, станет последним экстремальным развлечением в жизни

На фоне разгоревшейся в мире вражды и глобальных потрясений поиск в Атлантике небольшого батискафа кажется пустяковым событием. Однако для пяти членов экипажа глубоководного судна их туристическая экспедиция к останкам легендарного «Титаника», похоже, станет последним экстремальным развлечением в жизни. Сохранялась надежда на спасателей, но время шло, а им не удавалось даже определить точные координаты объекта. Канадский самолет зафиксировал лишь подводные шумы в районе поиска. Шансы экипажа всплыть на поверхность океана к востоку от Ньюфаундленда за оставшееся до полного израсходования запаса воздуха время растаяли.

Углеволоконный аппарат «Титан» погружался к легендарным обломкам у берегов Сент-Джонса близ канадского острова Ньюфаундленд, когда потерял связь с кораблем поддержки. Обреченность еще и в том, что спасательные батискафы ВМС США не могут опускаться глубже 600 метров, тогда как застрявший где-то на дне океана «Титан», имеющий запас воздуха на 96 часов, находится на глубине почти 4 километров. Локационный маяк не работает по неизвестной причине.

Операция по поиску пропавшего в Атлантическом океане аппарата охватила территорию в 25 тысяч квадратных километров. Ее возглавляет Береговая охрана США. В поисках также участвует Канада, на место поисков устремилось французское океанографическое судно Atalante. Но времени на спасение не осталось.

Сам спуск на 4-километровую глубину был целью восьмидневного тура, продаваемого фирмой OceanGate Expeditions. С острова Ньюфаундленд участникам нужно было еще пройти 740 километров. Двухчасовое погружение к месту крушения «Титаника» небольшой батискаф длиной 6,4 метра начал в воскресенье, 18 июня, утром. По словам персонала, связь с кораблем поддержки «Полярный принц», который доставил аппарат на место, потерялась через 1 час 45 минут после начала погружения. Видавшее виды суденышко на этот раз не всплыло.

Зато всплыли неприятные факты. Катастрофа была почти неизбежной. Оказалось, основатель компании OceanGate Expeditions Стоктон Раш еще в 2020 году признавал, что корпус аппарата «Титан» изрядно изношен, из-за чего была ограничена допустимая глубина погружения. В январе 2020 года компания Раша собрала 18 млн долларов от доноров на создание двух новых аппаратов, способных погружаться на глубину более 6 километров. Они бы гарантированно позволяли достичь места залегания обломков лайнера «Титаник» на глубине 3,8 километра. Тогда же максимальная глубина погружения «Титана» была снижена до 3 километров, которых уже не хватало, чтобы увидеть легендарный артефакт. Но Раш рискнул своей и чужими жизнями снова.

Специалисты считают, что причинами исчезновения батискафа в Атлантическом океане могли стать поломка в системе балласта и особенности донного рельефа, что препятствует всплытию. Эксперты напоминают, что внешнее давление составляет 370 бар на глубине 3700 метров. Даже при малейшей трещине начинается течь, которая влечет повышение давления в кабине. Это крайне опасно для пассажиров, поскольку растет содержание азота и двуокиси углерода. Если быстро не остановить поступление воды, подводный аппарат потяжелеет и потеряет плавучесть. Самый худший сценарий — коллапс, когда батискаф ломает внешним давлением. Катастрофа наступает мгновенно...

Что толкнуло Раша на смертельный риск? Билеты в батискаф подорожали со 105 тысяч долларов в 2017 году до четверти миллиона с каждого участника. На борту «Титана» находились сам президент OceanGate Expeditions Стоктон Раш, французский акванавт Поль-Анри Наржоле, британский миллиардер Хэмиш Хардинг, владелец компании Action Aviation по продаже авиатехники. Хардинг был одним из первых, кто опустился в Марианскую впадину в Тихом океане — самую глубокую точку земного шара. В субботу, 17 июня, он написал в соцсетях: «Я с гордостью объявляю, что приму участие в экспедиции OceanGate к «Титанику» в качестве специалиста». Еще два пассажира — 48-летний пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулейман. Но выяснилось, что это не весь список.

Еще один человек с борта батискафа «Титан» смог выйти на связь — Рори Голден, первый ирландский дайвер, впервые увидевший место крушения «Титаника» еще в 2000-м и погружающийся сейчас в пятый раз. Он обратился через Facebook ко всем, кто следит за поисково-спасательной операцией. «Я в порядке и хочу поблагодарить всех, кто пытался связаться со мной. Наши интернет-возможности ограничены, пожалуйста, имейте это в виду. Спасибо всем, думайте о хорошем», — прозвучало в последнем сообщении ирландца.

Ну что тут скажешь... Людей жалко. Но пора бы признать, что большинство тех, кто побывал за годы на борту «Титана», можно отнести к разряду туристов-экстремалов, которые тешат свое самолюбие и щекочут себе нервы. Научного смысла в таких спусках на опасные глубины не отмечено.

А в это время

В последние десятилетия новым трендом в мире стали дорогие и рискованные развлечения людей, которым хочется оторваться от обыденности. Помимо погружения к «Титанику» и космического туризма самими дорогими развлечениями с риском для жизни за последние годы стали погоня за торнадо в Техасе на микроавтобусе с целью сделать селфи в эпицентре и подводная охота в ЮАР на белую акулу-людоеда, где наживкой выступает сам клиент. Скучно не будет, обещает реклама.

Популярны для любителей подышать серой перед смертью стали прыжки на парашюте в жерло действующего вулкана Вильяррика в Чили. Красивым уходом из жизни в США станет хождение по крылу самолета во время полета с мертвой петлей и разворотом на 360 градусов или «тропа смерти» на китайской горе Хуашань длиной 14 километров без ограждений по настилу из досок. Городским суицидом можно порадовать себя в ходе прогулки по карнизу в 1,5 метра вокруг небоскреба Си-Эн Тауэр в Торонто на высоте 533 метра...