Главная Культура 06:05 23 Июля 2013 11141
Мне больно

Актер Александр Яценко - о том, чего ему стоила главная роль в «Долгой счастливой жизни»

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Его называют самым ярким актером своего поколения, его снимают лучшие режиссеры нашего кино, его любит критика и зритель. В свои 36 лет Александр Яценко уже удостоен нескольких престижных актерских наград, включая приз за лучшую мужскую роль на «Кинотавре». А на днях Саша праздновал победу в Ярославле, где он стал лучшим актером года по версии фестиваля «Созвездие». Награда нашла героя за глубокую роль в фильме Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь».

— Саша, скажите честно, чувствуете себя звездой?

— Нет, не чувствую. Умом понимаю, что сделал, наверное, качественную работу, но эйфории нет. Вот когда в 2006 году получил приз в Сочи за роль в фильме Балабанова «Мне не больно», была дикая радость. Может, потому, что признание тогда было очень для меня неожиданным, а сейчас... Это ведь у меня уже второй приз за фильм «Долгая счастливая жизнь». И возникает даже сомнение: а какой прок в этих запоздалых наградах? Ведь все, что я в этой ленте сделал, уже позади: картина закончена год назад. А что впереди — не очень понятно. И это вгоняет меня в тоску.

Я сейчас вообще нелегкий период переживаю. Нет ощущения, что чего-то добился, что иду в нужном направлении. Раз в несколько лет у меня так бывает: ломка внутри, становится скучно жить. Раньше я не справлялся с этими настроениями, в ход шел алкоголь, на который я потом и списывал мрачное восприятие жизни. Но сейчас на трезвую переживаю то же самое. Чувствую себя пустой, ржавой консервной банкой.

— Может, вам надо отдохнуть?

— Нет, я только что отдохнул в Индии, в Гоа. У меня проблемы как раз от того, что мало работаю. Меня убивает ничегонеделание.

— А разве вы сейчас в простое?

— Да, время от времени хожу на кинопробы, снимаюсь у начинающих режиссеров в «коротышках», а большой работы нет. Уже два года из-за нехватки денег переносится один серьезный проект. Порой хочется забыть его, закинуть сценарий в дальний угол, но опять обещают, опять перечитываю сценарий, опять бессонница. Я, когда снимаюсь, оживаю, везде и всюду успеваю. А когда работы нет, заворачиваюсь в кокон, в скорлупку свою залезаю. Тоскливо становится жить, говорить. Ощущение такое, что десять лет прошло, а разговоры все те же, не меняются.

— Насколько я знаю, вы только что отснялись в сериале «Оттепель» у Валерия Тодоровского...

— Съемки закончились давно — в ноябре прошлого года. Надеюсь, получилась хорошая картина. Вот буквально сегодня пересмотрел фильм Тодоровского «Стиляги». Я рад, что попал к нему только сейчас. В «Стилягах» история такая, как бы это сказать поточнее: Короче, в «Оттепели» она более ясная и энергичная. Я играю молодого режиссера, который может 15 минут экранного времени отдать под изображение того, как красиво плывет кораблик по морю. И вот мой герой попадает в мир реального кинопроизводства. В этом реальном мире Миша Ефремов играет матерого режиссера, который снимает уже 12-ю по счету народную комедию. Их столкновение плюс любовные коллизии и составляют основу «Оттепели». Что я делал, как играл, уже не помню. Но помню, что у меня замечательные партнеры. Кроме Ефремова, это еще и Женя Цыганов, и Вика Исакова, и много другого талантливого народа.

— Картина скоро появится на телеэкране?

— Надеюсь, что осенью. Но, впрочем, не знаю, там все нынешние табу нарушены. И матерок, кажется, есть, и непопулярная нынче гей-тема, и один персонаж фильма по ходу действия все время слово «ж:» произносит. Уж не знаю, как картина впишется в нынешнюю ситуацию. Скажу только, что мы работали честно, на износ. Сначала у нас было 120 дней на 12 серий, потом график урезали до 90 съемочных дней. Валера в этой ситуации с ума сходил, орал порой, но вытянул картину.

— Вам вообще везет на режиссеров. Бахтиер Худойназаров, открывший вас в фильме «Шик», потом Андрей Прошкин, Балабанов, Досталь, Хлебников, Хомерики, Тодоровский: Кого из них вы можете назвать «своим» режиссером?

— Наверное, Борю Хлебникова. Мы уже несколько картин вместе сделали, начиная с фильма «Свободное плавание». Он только сядет рядом со мной, скажет: «Сань, ты это:» — а мне уже сразу все понятно. Но и Колю Хомерики я с полуслова понимаю, а он мне доверяет, дико доверяет, и это по-хорошему провоцирует меня. И с Прошкиным мы на съемках «Орды» замечательно чувствовали друг друга. Он давал возможность подурачиться, сделать так, как мне в бошку вдруг взбредет. И вообще я не могу сказать, что серьезно готовлюсь к съемкам. Иногда мне кажется, что много думать о роли даже вредно. Актерство — это состояние души, роль сама у тебя изнутри прорастает. Поэтому я и не люблю говорить о своей актерской «кухне».

— Тем не менее расскажите, как вы сыграли свою лучшую на сегодняшний день роль в фильме «Долгая счастливая жизнь» и в особенности потрясающую сцену, когда ваш герой, преданный всеми, мчится на машине по проселочной дороге с остановившимся, каким-то потусторонним лицом?

— Эту ключевую сцену снимали в первый съемочный день. Если честно, мы с Борей придумали, что наш фермер должен быть похож на героя японского мультика. Он сидит с застывшими глазами, несется вперед, а дорога, деревья, кусты, внешний мир пролетают мимо. Стали снимать. Посадили меня в уазик, а я не самый лучший водитель на свете, у меня и машины-то своей нет. Костомаров (оператор фильма. — «Труд») кричит: «Поехали! Переключай на третью! Врубай четвертую!» Я рулю, врубаю, а сам думаю: только бы живым остаться... В какой-то момент Паша закричал: «Стоп!». Я остановился, долго не мог унять дрожь в руках. Все это и вошло в фильм. Вроде снимали японское аниме, а получилось серьезно.

А вообще путь к этому фильму и этой роли был извилистый. Поначалу сценарист Саня Родионов два года ездил по селам, изучал жизнь. Потом выписал моего героя, который по ходу действия произносит внутренние монологи в стиле героев Андрея Платонова. Потом уже на съемках подходит ко мне Боря и говорит: «Концепция фильма и героя поменялась. Сценарий был про восстание задротов, а кино будет про такое мощное, кряжистое дерево. Оно росло, росло, а тут сильным ветром дунуло, оно хрясь — и сломалось». Вот про этот надлом героя, про надлом всей нашей корневой жизни нам и хотелось рассказать.

— И под занавес разговора: Вы меня удивили признанием, что у вас нет машины. Вы что, на метро ездите?

— Ну да, и на метро, и на маршрутках. Машину я теоретически хотел бы иметь. Но не знаю, куда ее ставить (я живу на съемной квартире), куда на ней ездить. На кинопробы, что ли? Проще уж на метро. Когда я среди людей, мне легче думается. Еду, наблюдаю за характерами, идет такой бессознательный мыслительный процесс. Подруга моя мне говорит, что я подмечаю всякие тонкие нюансы, которые могут пригодиться для будущей работы. Я сейчас за всякую работу готов взяться, кроме откровенного тупняка. Мне интересно пробовать себя в разных фильмах и в разном качестве. Всю жизнь учиться новому — в этом я вижу радость нашей профессии. Многие мои коллеги (в том числе и я) задыхаются от невостребованности. И начинают протухать. Потому что рыба без воды тухнет. Как и актер без работы.

 

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7425
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5348
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4618
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4210
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4188
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?