БЕЗ ЛУБОЧНОЙ ИСТОРИИ

На улицах и зданиях многих российских городов стали появляться мемориальные доски в честь выдающихся дореволюционных общественных деятелей, проходят научные конференции их памяти. Неужели грядет новая волна переименований? Об этом наш корреспондент беседует с одним из инициаторов программы доктором философских наук, академиком Российской академии гуманитарных наук Алексеем КАРА-МУРЗОЙ.

- Проект "Либеральное наследие", который поддержал фонд "Открытая Россия", задуман группой столичных и региональных историков и краеведов. Мы оттолкнулись от весьма печальной ситуации в современной России: несмотря на то, что семь десятилетий советской власти признаны далеко не самым лучшим периодом российской истории, тем не менее окружающий нас культурный контекст продолжает оставаться по существу большевистским. Посмотрите, какие памятники стоят, какие мемориальные доски висят, чьими именами названы улицы... В Москве, например, сейчас восстанавливают памятник Александру II, и в то же время продолжают существовать сразу две улицы Халтурина, Кибальчича, тех, кто взрывал царя. Как минимум, это не логично.
- И что же теперь, прежних кумиров свергнуть с постаментов и установить новых?
- Мы не большевики и не призываем сносить памятники красных. Но в то же время, например, в Рязани существует сорок памятников и бюстов Ленина! На центральной площади, естественно, Ленина сходятся улицы Дзержинского, Урицкого и Каляева. Классический набор - два чекиста-коммуниста и террорист. Мы ничего не хотим, да и не можем навязывать местной общественности, а просто даем повод задуматься: в этом городе жили действительно великие люди, которые много сделали для Рязани. А что хорошего сделал тот же Урицкий? Мне, кажется, пора освободиться от идолов. Хватит языческой сивухой оболванивать национальное сознание. Вот это мы категорически не приемлем и предлагаем людям альтернативу.
За годы советской власти сознательно уничтожен огромный исторический, культурный пласт, забыты сотни названий и имен. Наша задача найти в регионах России фигуры крупных русских либералов, политиков, интеллектуалов, местных патриотов и возвратить их в народную память. Повторяю: это даже не столько политический сколько культурный проект. Я принципиальный сторонник того, что культура выше политики.
- Проект рассчитан в основном на российскую глубинку. Почему вы обошли вниманием две российские столицы?
- Либерализм, по нашему убеждению, может дать позитивные плоды только в том случае, если он будет глубоко укоренен в российской глубинке. Он не должен быть каким-то внешним заимствованием. У нас есть отчетливое ощущение, что в России уже давно сформировалась достаточно мощная либеральная традиция, которую надо возродить и знать.
На сегодня примерно в тридцати регионах России найдены практически забытые фигуры крупнейших общественных деятелей.
- Кто они?
- Ключевые реформаторы александровского времени, эпохи великих реформ. Например, одно из последних мероприятий прошло в Рязани, оно было посвящено Александру Васильевичу Головнину. Он был министром народного просвещения в реформаторском кабинете Александра II. За четыре года его пребывания на министерском посту количество начальных светских школ удвоилось, появилась классическая университетская система, которая жива и поныне. Все это заложено Головниным.
На Рязанщине более или менее знали его отца, знаменитого вице-адмирала Василия Михайловича Головнина, который совершил два кругосветных путешествия. А вот про сына забыли напрочь, и понятно почему. В 1918 году варварски разграблено имение Головниных в селе Гулынки. А это был европейский очаг культуры. Александр Головнин выстроил здесь церковь в память об освобождении крестьян, открыл при ней библиотеку в пять тысяч томов для всех желающих, на свои деньги организовал несколько начальных училищ. Все это сожгли и разрушили до основанья. Разорили даже церковный погост, где были захоронены предки Головниных. Однако чудом сохранилась одна "головнинская" школа. Она и сейчас действует. Вот на ней и открыли мемориальную доску, помогли организовать музей.
Через неделю после Рязани открыли аналогичный мемориал в Псковской области. Здесь находилось родовое имение знаменитого русского политика и экономиста, депутата первой Государственной Думы графа Петра Александровича Гейдена. Столыпин считал его своим учителем. По счастью, в селе Глубокое сохранилась могила Гейдена. Коммунисты выкинули его прах из церковного саркофага, саму церковь разрушили, но крестьяне тайком перезахоронили его. Мы восстановили эту могилу.
На днях начнем цикл мероприятий в Московской области. Фигуры здесь тоже очень мощные. Дмитрий Николаевич Шипов (Волоколамск), председатель Московской губернской земской управы. Общенациональный лидер земского движения. Прекрасный организатор. Кстати, многие считают, что либералы - этакие краснобаи и говоруны, книжники, где-то что-то на Западе увидели, толком не поняли, но решили перенести в Россию. Вредное заблуждение! Головнин, Гейден, Шипов - работяги, мощнейшие организаторы, они держали на себе не только общественную жизнь в губерниях, но и основывали школы, училища, библиотеки, больницы, вели огромную просветительскую деятельность. Все это входило в понятие "либеральный земский деятель".
- А какой отклик вы получаете от местной общественности?
- Как только делаем первые шаги, всемерную поддержку и интерес. Появляется надежда, что с восстановлением культуры жизнь быстрее начнет меняться к лучшему. Многие сейчас задаются вопросом: почему мы так медленно идем вперед, почему пробуксовывают реформы? А это все от забвения великого наследия. Сейчас у нас практически отсутствует культурный контекст, в котором только и можно эффективно проводить крупные преобразования.
- В то же время приходится часто слышать такой аргумент: мол, ничего не трогайте, люди все равно забыли эти имена, не надо раскачивать лодку. Опять же деньги нужны на переименования.
- Я считаю, что это - антикультурный, антицивилизационный тезис. Во всех странах люди ухаживают за своей культурой, что особенно характерно для молодых наций типа Америки. Любой культурный всплеск здесь тщательно оберегают, создают вокруг него мифологию, чтобы воспитывать на этом молодое поколение. У нас огромная культура, ее вытоптали, и кто-то призывает: давайте не будем ее возрождать.
Большевики, кстати, очень хорошо понимали роль идеологии. Вспомните ленинские работы "Три источника, три составные части... ", "Памяти Герцена" и другие. Их основная мысль состоит в том, что чуть ли не все хорошее в истории России привело к тому, чтобы появился Ленин, РСДРП, а потом ВКП (б). Они все собрали под себя по кирпичику, потому до сих пор и стоят на постаментах.
Сейчас тезис о том, что при советской власти очень много было порушено в истории и культуре страны, уже проник в общественное сознание. Но вот что конкретно порушено, люди не знают. Поэтому возникает какая-то лубочная история России: церковь, цари. Но это далеко не все. Мы же делаем ставку на историю общества, ярких общественных деятелей. Не на начальников, а на подвижников.
- На носу - парламентские выборы. Наверное, есть немало желающих покрасоваться перед телекамерами на фоне открытия мемориальной доски в честь того или иного великого русского деятеля?
- Я не против присутствия политиков на наших торжествах. Ведь это урок и для них.
В начале прошлого века были крупные либеральные фигуры, но восемьдесят процентов населения оставалось безграмотным и бедным. А сейчас большой вопрос - кто более просвещен и соответствует современным требованиям? Наша элита или массовое сознание? Современные люди грамотные, многое понимают. Отсюда часто и возникает их брезгливость по отношению к политике. А вот элита явно деградировала по сравнению с названными и неназванными именами. Мы задаем очень высокую планку, показываем, как раньше политики умели работать с народом, избираться в Думу без всяких PR-технологий. Наверное, это вызывает раздражение у некоторых деятелей. Так что наплыва почетных персон на наши мероприятия не наблюдается. Им надо еще очень много поработать, чтобы дорасти до прежнего уровня российского либерализма в интеллектуальном, нравственном и просто в человеческом плане.